Можно не знать или не помнить о том, когда и какие профессиональные праздники в стране и мире отмечаются, но о Дне учителя знают и помнят целые поколения.
Каждый вспомнит свое. Кто-то – как во время Великой Отечественной войны учитель делил на всех детей свой скудный паек. Кто-то – о дальних походах с учителем географии. Кому-то вспомнится математик, который растолковывал классу, что такое логарифмы. Но настоящие учителя всегда учат главному – правде и добру. И очень любят детей.
Те, бывает, и огорчают: «Двойками», плохим поведением. На «трудных» учеников у учителя уходит много сил, времени.
– Но нередко такие дети, окончив школу, становятся потом достаточно успешными людьми и чаще остальных звонят, интересуются жизнью школы, приходят в гости, – рассказывает учитель русского языка и литературы Марина Кочеткова. – Идут не только «за воспоминаниями», но, что для меня важно, за советом. Значит, даже через пять-десять лет после окончания школы я все еще нужна своим детям...
Я в этот день с благодарностью вспоминаю своего учителя Юлию Иосифовну Левкович, которая вела у нас уроки русского языка и литературы. Она великолепно знала свой предмет. Могла запросто прочитать наизусть всего «Евгения Онегина». Произведения Гоголя, Толстого, Достоевского разбирались на ее уроках до деталей, чтобы содержание повестей и романов «дошло» до каждого. Возможно, еще и поэтому наш класс буквально «подсел» на чтение книг. Причем, читали не только программные, но и те, что остались в программе «за скобками».
Есть и сегодня такие педагоги. Их можно встретить в каждой школе, увидеть на региональном этапе всероссийского конкурса «Учитель года». В нем участвуют потрясающие учителя. Время назад мне довелось познакомиться и взять у победителей конкурса интервью. Запомнился разговор с учителем истории и обществознания ростовской гимназии № 19 Артемом Лопатиным.
К тому времени Артем уже шесть лет преподавал в гимназии. Помню, я спросила его: шесть лет – много или мало, чтобы разобраться в себе как педагоге, в отношениях с учениками? Как сказал мой собеседник, деление профессиональной деятельности на этапы он мог бы сравнить с возрастными этапами жизни человека. Год работы в школе для учителя это – возраст детства. Через три года наступает подростковый период, когда многое в работе уже понятно, но не всегда есть желание подчиняться общепринятым правилам, хочется чего-то живого, яркого, креативного, а, порой, протестного. Спустя пять лет начинается молодежный период, когда чувствуешь себя полным сил профессионалом.
Не так давно я позвонила в гимназию, где работал Артем, чтобы взять у него комментарий по поводу единого учебника истории, по которому сегодня занимаются старшеклассники. На мой звонок женский голос ответил, что Артем Лопатин уже не работает в гимназии. Оказалось, он уехал в Сочи, его «забрали» в «Сириус» – образовательный центр поддержки одаренных детей в России. «Когда же он уехал?», – спросила я. «Спустя немного времени после того, как победил в конкурсе учителей». С одной стороны, я, конечно, порадовалась тому, что Артем уехал в престижный образовательный центр, с другой, сожалела, что гимназия лишились замечательного учителя истории. Увы, так бывает, что лучших учеников, учителей судьба ведет своей дорогой. Она же дает им шанс взять новые высоты и не воспользоваться этим шансом, наверное, было бы неправильно. Очень надеюсь, что талантливых учителей у нас будет больше. Так что всем учителям в этот праздничный день хочется пожелать терпения, успехов в их нелегкой работе и, конечно же, удачи в достижении своих высот.