Таким образом, события развиваются по алгоритму, предсказанному «Нашим временем».
Здесь был кинотеатр "Россия". Источник фото "Блокнот Ростов".
И теперь к 2027 году гражданам сулят пополнение и без того многочисленного семейства ростовских торгово-развлекательных центров. Как сообщает издание «Коммерсантъ-Юг» со ссылкой на бывшего депутата донского парламента и хозяина строительной компании «Зенит-девелопмент» Евгения Дегтярева, строительство нового ТРЦ в печально знаменитом уголке парка им. Горького планируется начать уже через год.
Временной зазор между принятым решением и началом его практического осуществления нужен для приведения имеющейся проектной документации в соответствие с ныне действующими нормами и требованиями. После чего можно будет начинать строительство. И таким образом, в течение еще двух лет завершить важный объект.
Появление в многолетней истории с разрушением объекта культурного наследия, каковым являлось здание кинотеатра «Россия» построенное в 1959 года по проекту известного архитектора Льва Эберга, компании «Зенит-девелопмент» не случайно. Дело в том, что Е. Дегтярев в свое время приобрел ООО «Ростдонавтовокзал». А то в свою очередь вот уже скоро 20 лет, как занято реконструкцией полученного им в собственность здания бывшего главного ростовского кинотеатра. Для чего была создана организация «Киноконцертный комплекс «Русь». К чему все эти эволюции с приватизацией привели известно: от творения Эберга не осталось даже руин…
Так уничтожался шедевр. Несостоявшийся вариант ростовского Парфенона?
Долгое время скандальная история «России» была поводом для едких журналистских расследований и блогерского троллинга. Что, впрочем, ни на йоту не влияло на ход событий вокруг убиваемого памятника. Синий глухой забор вокруг пустыря, образовавшегося на месте снесенного объекта культурного наследия, давно превратился в неотъемлемую часть городского пейзажа. Для придания большей эстетичности его даже украсили веселыми детскими рисунками.
Так или иначе, а сегодня судьба уничтоженного архитектурного шедевра, вернее, пустыря, объявленного за неимением самого шедевра объектом культурного наследия, оказалась в руках строительной компании бывшего донского парламентария. А что еще может построить у нас строительная компания, кроме жилой высотки, гостиницы и бизнес-центра? Только ТРЦ. Так что предугадать ход событий было нетрудно…
Как и то, что воссоздавать облик творения Эберга, никто и не подумает. Достаточно вспомнить не менее печальную историю со сносом другого эберговского шедевра – здания ростовской кинохроники. Что сейчас на месте того здания выросло, хорошо известно, пожалуй, всем и каждому. И мы уже имели возможность вдоволь навозмущаться аляповатостью воздвигнутого на углу Красноармейской улицы и переулка Островского и раскрашенного всеми цветами радуги ЖК. Объект культурного наследия и в этом случае приказал долго жить…
Один в один то же самое происходит и с бывшим главным ростовским кинотеатром. Разве, что история его гибели мучительно растянулась на долгих два десятка лет. Сегодня есть основания полагать, что возвращения памятника в его первозданном архитектурном облике ждать не стоит. Единственное, что смог пообещать новый застройщик, так это то, что архитектурный облик грядущего четырехэтажного ТРЦ площадью 15 тыс м² будет соответствовать исторической застройке центра города.
Звучит сколь туманно, столь же и мало обнадеживающе. Особенно если учесть, что и этажность, и площадь объекта застройщиком точно не указывались. Лишь намекалось, что параметры здания будут соответствовать заявленным в последнем по времени проекте реконструкции. К тому же слишком уж серьезную деформацию претерпело у нас за последние десятилетия понятие исторической застройки. И теперь впору относить к историческим даже претенциозные ростовские постройки ранних нулевых годов типа высотной «Афродиты», что на перекрестке улиц Чехова и Большой Садовой.
Новая "историческая застройка" Ростова? Источник фото: вседомароссии.рф
Сейчас одну крамольную вещь скажу. Не так уж важно назначение объекта, который может появиться на месте сгинувшего памятника. Вопрос в том, возможно ли повторение архитектурного облика шедевра. Формально да. В данном случае такое воссоздание технически возможно. Чертежи «России», надо полагать, сохранились. Дело лишь за тем, чтобы использовать их в строительстве. Но какая из уважающих себя фирм со звучным «заграничным» именем пойдет на воссоздание? Себе дороже – тем более что воздвижение очередного куда более выгодного храма торговли и более грандиозных масштабов требует…
Здесь, конечно, могли бы свое веское слово молвить городские власти. Молвить – и потребовать воссоздания первоначального внешнего облика снесенного в угаре реконструкции здания. А там располагайте в нем все что душа и бизнес-план потребуют…
Но чтобы порывы девелоперской души и требования бизнес-плана счастливо совпали с чаяниями горожан, требуется четкая позиция городской власти. И чтобы выражала та позиция интересы городского сообщества, не желающего, чтобы Ростов продолжал терять свое лицо и свои сокровища. Если прибегнуть к высокому штилю, нужна политическая воля. Это когда «отцы города» говорят: здесь должно вновь появиться то, что украшало Ростов, и никак иначе. И стоят на своем. Потому как они – власть.
Пример проявления такой воли – история с «гиперларьком Бояркина». Сумели же заменить сляпанное без всякого проекта многоэтажное кирпичное уродство в самом центре Ростова вполне вменяемым и прекрасно вписавшимся в окружающий архитектурный ландшафт зданием. А ведь каким юридическим запутанным представлялся вопрос! Разве что не фигурировал в этом деле объект культурного наследия. Но сложностей и без него хватало. Однако справились же…
"Гиперларек Бояркина" сегодня забыт как страшный сон.
Думается, что того же подхода требует и нынешняя некрасивая история. Тем более что свою позицию в ней ростовские власти в лице департамента имущественных и земельных отношений худо-бедно обозначить все-таки смогли. И ДИЗО затем не раз озвучивал ее в ходе судебных процессов, где требовал от инвестора появления в этом углу парка Горького объекта культурного назначения, а никак не гостиницы, парковки или чего-то еще в том же духе.
Вдруг проявившаяся сегодня активность нынешних владельцев останков здания кинотеатра понятна: в наступившем году истекает срок действия разрешения на строительство киноконцертного комплекса. Надо спешить. Но это обстоятельство играет на руку городскому сообществу и ростовской администрации. У последней в определенной степени появляется свобода маневра. И возможность вспомнить о регулирующей роли местной власти, которая не сводится только к тому, чтобы в зависимости от ситуации в нужные моменты и в нужных местах расставлять штампики «разрешаю» или же «запрещаю».