Иными словами, в этой проблемной зоне сегодня оказалось более 7 % донского населения. Или, чтобы еще нагляднее: целый вполне себе крупный город. Уже одно это заставляет воспринимать нынешние водные катаклизмы серьезно. Не как что-то преходящее, а как постоянную и нарастающую угрозу.
Сегодняшний донской мотив. Архивное фото donland.ru
Тем более важно доискаться до причин происходящего. На первый взгляд, все очевидно. Причиной подтопления в данном конкретном случае стал подъем грунтовых вод. От этого сегодня страдают жители Батайска, Азова, Аксая, Ростова и окрестностей названных городов, входящих в Ростовскую агломерацию. Уровень грунтовых вод здесь достигает полутора-двух метров, что заметно больше обычных безопасных значений. Затоплены подвалы и цокольные этажи многоквартирных домов. В ряде мест подпочвенные воды вышли на поверхность, залив территории СНТ, парки, скверы, подземные переходы и даже целые улицы.
Люди – особенно обитатели частного сектора, – живут здесь в постоянном напряжении. Каждое облачко на горизонте, не говоря уже о брызнувшем дождике или закружившемся снеге, вызывает у них тревогу. Ведь то, что пролилось или просыпалось сегодня, уже завтра способно обернуться потоками воды во дворах и даже появлением ее в жилье.
Именно с рекордным количеством осадков, выпавших этой зимой и минувшей осенью на Дону, и связывают власти региона нынешние уличные и дворовые разливы. И доля истины в том имеется. По данным синоптиков, объем осадков с ноября по январь превысил норму в среднем на 200 %. Разумеется, это не могло не привести к резкому подъему уровня грунтовых вод.
С водой пытаются бороться жители. Не остаются в стороне и местные власти. Воду с подтопленных территорий откачивают, расчищаются ливнеотводы. По данным областных властей, в регионе с 27 декабря было откачано свыше 82 кубометров грунтовых вод. В Ростове ставится на учет и передается в бессрочное пользование водопонижающая дренажная система. Ведется работа над единой схемой отведения вод. Обустраивается полукилометровый водоотводной канал. В Батайске срочно закупается техника для откачки воды. Обсуждается идея модернизации водоканализационного хозяйства этого города – спутника Ростова.
Но все это оказывается полумерами. На отсутствие системы в предотвращении водных катаклизмов неоднократно указывало «Наше время». На страницах газеты и сайта «НВ» регулярно публикуются репортажи с мест водных бедствий, здесь с комментариями выступают экологи. Мы уже побывали и в Батайске, и в Мясниковском районе. И своими глазами видели, какой непреходящий стресс испытывают тамошние жители. В хуторе Красный Крым люди даже митинговали. И организовывал митинг глава администрации поселения, отчаявшийся, по его словам, в решении проблемы подтоплений иными путями достучаться до районных властей.
В ходе таких поездок вместе с экологами и общественными активистами мы ищем причины сложившегося положения, понимая, что одними ливнями и снегопадами суть сегодняшних подтоплений не исчерпывается. В самом деле: и ливни, и снега нашим краям не в новинку. И пойму Дона в иную пору всю сплошь затапливало в весеннее половодье. Однако на нормальный ход жизни по обоим берегам Дона это влияло мало. Разве, что в поселках близ донской дельты разливы рек как-то сказывались. Но и тут им научились противостоять, и между людьми и рекой поддерживалось равновесие.
В том же Батайске, расположившемся на краю донской поймы, научились воду загонять в систему нехитрых ирригационных сооружений, состоявшую из разветвленной сети кюветов и больших и малых канав. Там она и плескалась, минуя дворы и тем более дома жителей.
И ведь все это было не когда-то, во времена, которые не всякий старожил вспомнит. Напротив: большинство жителей проблемных ныне территорий утверждают, что еще несколько лет назад они ни с чем подобным не сталкивались. Может, та спокойная жизнь и привела к тому, что батайчане забросили свои кюветы и канавы, а в Мясниковском районе принялись активно застраивать балки и их окрестности, нарушая тем самым складывавшийся веками водный баланс территории.
Действительно: на первый план в ряду причин нынешнего водного неблагополучия выходит хаотичная застройка, совершенно не учитывающая гидрологические особенности местности. Она присутствует повсеместно. В Ростове шагнуло за Дон высотное строительство. На выходе один ЖК, а уже говорят о строительстве на левом берегу еще четырех жилых массивов. Вовсю расписываются достоинства будущего жилья, взахлеб рассказывается о некоей «привилегии жить на Левом».
При этом, естественно, ни слова не говорится о проблемах, которые несет массированная застройка ростовского левобережья не только самим жителям будущих микрорайонов, но и тем, кто живет по краям донской поймы за десятки километров от разворачивающегося строительства. Да и в исторических границах Ростова тоже. Может, умалчивают, а может, даже и ведают о таких проблемах. Во всяком случае, на неоднократные запросы и предупреждения ученых и архитекторов сверху следовали полные обтекаемых фраз и формулировок ответы. То, что в народе зовется водой. Вода в речах и ответах чиновников оборачивается вполне реальной водой на пространствах Большого Ростова и области.
А между тем проблем, связанных с подтоплением – целый букет. Отвлечемся от экологических, инфраструктурных и социальных аспектов для того, чтобы сосредоточиться на физических. А точнее, на гидрологии поймы, природное равновесие которой нарушают тысячетонные громады, вырастающие сегодня в Ростове на левом берегу Дона и намеренные шагать дальше на юг, в сторону Батайска. А впереди строительства устремляются на юг, выплескиваясь на поверхность, массы воды из подземных линз, которую выдавливают строящиеся здания и те мощные песчаные подушки-насыпи, на которых их возводят.
Все это не может не отозваться подъемом грунтовых вод во дворах батайчан, аксайчан и даже жителей Азова. Последний, конечно, лежит дальше всех от центра нынешнего ростовского строительного бума. Но там свое строительство разворачивается…
Так же, как приняло оно массовый характер в хуторах Мясниковского района. Пока там возводятся лишь коттеджи. Оттого и затапливаются, в основном, подвальные помещения. Но кто поручится, что однажды в Ленинаване, Красном Крыму и тем более в Чалтыре не появятся башенные краны и не начнется возведение высоток?
Вроде как сегодня над этим задумались в правительстве региона. И оттуда последовало предложение изучить гидрологию левого берега Дона. Хорошее предложение. Но запоздалое, если учесть, что строительство ростовских левобережных ЖК уже идет полным ходом. А их проекты без учета разных там гидрологических заморочек создавались. Как, собственно, и генплан Ростова…
А коль скоро, Ростов и все другие донские города и веси живут и развиваются на основе больших и малых генпланов, то можно предположить, что при территориальном планировании гидрологический фактор упорно со счетов сбрасывается. А коли так, то пока это будет продолжаться, улучшения ситуации с подтоплениями ждать не приходится.