Рубежный четверг, 24 февраля 2022 года от нас сегодняшних отделяют уже два года. Эти 24 месяца вместили в себя не просто три зимы и еще два лета военных действий.
Время надежд и тревог
Эти месяцы стали порой стремительных перемен в мире и в нашей жизни. Порой побед, прорывов – и порой досадных ошибок, горестных потерь... И тем важнее сегодня, когда в одной дате 23 февраля сошлось столько знаковых событий самых разных периодов нашей истории, подвести итог прожитым двум годам. Таким непростым и нелегким. Но, безусловно, значимым для страны.
24 февраля 2022 года, 6 часов утра...
То, что Рубикон перейдён, стало ясно вечером 21 февраля 2022 года. Тогда президент обратился к народу с большой речью, а по телевидению показали заседание Совбеза, принявшего решение признать республики Донбасса, заключив с ними договор о союзе и взаимопомощи. После этого стало ясно: Россия готова напрямую защищать эти территории. Так, как за десять лет до того встала на защиту наших людей в Крыму.
Конечно, тут может возникнуть вопрос: что мешало нам открыто взять под крыло Донбасс еще десять лет назад? В конце концов, семь бед — один ответ: санкцией больше, санкцией меньше — не все ли едино?
Да многое мешало. И прежде всего экономическое состояние не позволяло. Так или иначе, а политика была и остается концентрированным выражением экономики. Но в экономической сфере нам тогда многое угрожало. В том числе и пресловутое отключение от западной системы платежей «Свифт». Замены ей на тот момент не было, и отключение тогда привело бы к хаосу в финансовой и экономической сферах. Со всеми вытекающими.
В 2022 году эта угроза уже была снята. Оттого Россия смогла с полным на то правом занять в вопросе Донбасса честную и моральную позицию. Позицию логичную. Оттого и последовавшее к раннему утру 24 февраля решение начать специальную военную операцию потрясения в обществе не вызвало. А вот понимание безвозвратных перемен мировой конфигурации и решительного преображения нашей жизни так или иначе возникло.
Обыкновенный фашизм
Чего, пожалуй, не было, так это ясного осознания масштаба задачи, за которую взялись. Не говоря уже о простых людях, такое понимание в значительной степени отсутствовало у многих «наверху».
Найдите разницу...
Налицо известное заблуждение российского общества, которое мало того, что редко когда бывало готово к ведению полномасштабных боевых действий, так еще и зачастую идеализировало противника. Достаточно вспомнить, как перед началом Великой Отечественной не верили у нас в возможность нападения Германии. Мол, классовая солидарность немецкого пролетариата пересилит все воинственные потуги фашистов. Рабочие поднимутся и свергнут нацистский режим...
Не такие ли иллюзии питали мы и в отношении украинского общества? Разве не считали, что стоит нашим танкам перейти границу, оказавшись на земле, которая триста лет была частью гигантской державы, как их сразу же осыплют ворохами цветов?
Осыпали — только не цветами, а гранатами и бутылками с горючей смесью. Удивляться тому не приходится: мы просто не учли, как быстро переформатируются народные мозги на основе нацистских идей. Хотя стоило бы учесть. Помнить хотя бы, что между рождением Третьего рейха и его бесславной гибелью в мае 1945-го прошло всего 12 лет. И дрались в те майские дни немцы — тот самый пролетариат, только в касках со свастиками, — с небывалым остервенением до последнего...
Как знать: вспомни мы об этом вовремя, хотя бы в ходе стамбульских переговоров в марте 2022 года, и не пришлось бы совершать разные там «жесты доброй воли». В конце концов, сила — лучшее лекарство для впавшей в морок нации. А с Украиной случилось как раз такое: национализм быстро перерос в нацизм. Со всеми его атрибутами — недаром же умные люди к существительному «фашизм» в свое время прибавили определение «обыкновенный». Его ростки быстро прорастают в питательной среде, замешенной на разного рода бытовой грязи. Чего, пожалуй, не учли и не заметили наши дипломаты, искренне полагавшие, что в Багдаде, то бишь в Киеве, всё спокойно.
Россия сосредотачивается, начинает и действует
Да, Россия редко когда бывала готова к военным действиям. Но русские известны тем, что могли быстро делать выводы из допущенных ошибок и учиться буквально на поле боя. Так оно произошло и сейчас. Поэтому сегодня, спустя два года с начала спецоперации, можно утверждать: наша армия и весь военно-промышленный комплекс страны сумели переформатироваться, измениться как в количественном, так и – что принципиально важно – в качественном отношении.
Знамя Победы сегодня в руках этих парней.
Если говорить о чисто военном аспекте происходящего, то наши командиры сегодня хорошо понимают всю сложность конфликта, который им довелось разрешать. Видят элементы гражданской войны. Ее во многом не по своей воле вынуждены вести два родственных народа. Учитывают наряду с новейшими факторами: беспилотники, ракеты разных радиусов действия и назначений – наличие таких рудиментов доядерной эпохи, как позиционная война с ее приоритетом артиллерии перед бронетанковыми силами.
И главное: понимают роль простого солдата, значение его обученности и необходимость беречь людей. Потому что Знамя Победы было и остается в их руках. Именно поэтому сегодня мы гарантированы от повторения бездушного отношения власти к нашим «афганцам» и «чеченцам». И если отношение к ним в обществе активно продолжает меняться, то это происходит в том числе и под влиянием СВО.
Пройди, пройди очарование…
Один из промежуточных ее результатов – освобождение ряда регионов. Оно продолжается. Вторая годовщина спецоперации буквально совпала с освобождением Авдеевки. В боях за этот беспрецедентно укрепленный район, который Украина возводила на протяжении десяти лет, был накоплен опыт преодоления почти неприступных рубежей. Опыт бесценный, потому что его сегодня не имеет ни одна армия в мире.
Ехали по Украине "Леопарды"...
В этих боях у их участников, да и у всех наших людей укрепилось понимание истинных возможностей НАТО, Разумеется, сегодня их никто не преуменьшает. Но их уже и не преувеличивают. Высокие технологии, от которые Запад предусмотрительно держал нас подальше, оказались нам доступны и по силам. А по многим направлениям мы вышли вперед. Появились гиперзвуковое оружие, новые двигатели на ядерном топливе, эффективные системы ПВО. Заработал военный интернет.
Активно набрало темп и продолжает ускоряться импортозамещение – в том числе в IT-сфере. А она сегодня все прочнее утверждается в военном деле. Отрадно, что здесь в первых рядах оказывается Ростовская область. День, когда рынок заполнят компьютеры и комплектующие с маркой «Сделано на Дону», совсем близок.
Как видим, за два года оказалась развеяна масса мифов на тему наших реальных возможностей. На поле боя глянцевая реклама западной боевой техники и ее действительные качества вступили в жесткий конфликт. Исход этого конфликта стал для Запада шоком. Еще бы: полсотни держав оказались не в состоянии обеспечить даже технический паритет с российским вооружением.
Очевидно, что шок испытывают и непосредственно в Киеве. Последние брожения в тамошнем «политикуме» выглядят весьма символично. Кое-кто даже спешит переобуться. Чем, впрочем, обольщаться не стоит. О предательской сущности украинской элиты надо теперь не забывать ни при каких обстоятельствах. Кстати, сегодня также отмечается десятилетие майдана – пресловутой «революції гідності». Той самой, что, своротив мозги украинскому обществу, не оставила ему ровным счетом ничего. Даже кружевных трусиков, что были едва ли не ее знаменем...
Следует помнить и об истинной сущности наших «партнеров». Под надушенными манишками джентльменов оказывается все та же задубевшая шкура колонизаторов Киплинга. И логика у них осталась прежняя. Оттого так близки им нацистские идеи. Как выяснилось, Европа больна нацизмом давно и, судя по всему, неизлечимо. Да и Штаты тоже. Иначе откуда их рабство? Откуда идеи расовой сегрегации, от которых никакое движение BLM не спасает, ибо само является расизмом навыворот? Эти вещи стоит четко представлять. С «очарованием Западом» предстоит решительно расстаться. И поскорее понять цивилизационную сущность происходящего конфликта.
А отвечая на неизбежно возникающий вопрос о дальнейшем развитии событий, понимать: при определенном стечении обстоятельств вновь может возникнуть тезис мирного сосуществования. Разве что вместо общественно-политических систем теперь в формуле будут фигурировать цивилизации. А противостояние между ними, скорее всего, примет формы новой «холодной войны». Ну да к ней нам не привыкать....
Совершаться и совершиться
Впрочем, до того предстоит достичь целей СВО. И, разумеется, четко определиться с этими целями. Какими они будут и как должны меняться в зависимости от складывающейся ситуации — это должно определить военно-политическое руководство. Лезть тут под руку с рекомендациями — пустое и вредное занятие.
Так же, как совершенно незачем, не вставая с дивана, намечать рубежи наших атак: указывать то на Харьков, то на Одессу с Николаевом… Помимо прочего, это дает пищу для тактических размышлений нашим врагам. Ну а что должно вернуться в состав исторической Родины, то обязательно вернется.
Единственное, что можно сказать: мы научились воевать на качественно новом уровне, на основе современных технологий и тенденций военного дела. Многие военные и политические трудности, определявшие ход не слишком удачной для нас кампании 2022 года, сегодня решительно преодолены. А возможности для наращивания усилий значительно выросли. Вот из этого и следует исходить.
А мне остается лишь повторить то, что в «Нашем времени» было сказано 24 февраля 2022 года: не надо толкать наших солдат в спину, требуя от них ежедневных трофеев в виде освобожденных территорий. Но не надо и хватать за полы шинелей, придерживая в качестве «жестов доброй воли» их наступление. Просто будем помнить Толстого: события должны совершаться лишь потому, что они должны были совершиться…