Всевозможные нововведения лихорадят отечественное образование с середины 90-х. И похоже, конца им нет.
Очередные реформы пришли в школы и в этом учебном году. Среди них — уроки труда в младшей и средней школе. Урок «Труд (технология)» вводится во всех школах страны. В декабре прошлого года в закон «Об образовании» была даже внесена поправка, закрепляющая труд как обязательный предмет. И уже сейчас школы задумываются над тем, как к 1 сентября это новшество внедрить в учебное заведение, потому что по большому счету для того, чтобы вести уроки труда, нужны соответствующие инструменты и материалы. Проблем хватает. Если в начальной школе бумага, клей, ткани, природные и другие доступные материалы, с которыми дети работают на уроках технологии (читай — труда), не вызывают проблем, то для обучения школьников токарному, слесарному делу, даже тому, чтобы просто вбить гвоздь в стену, нужны инструменты. Сегодня в новых современных школах помимо учебных кабинетов предусмотрены спортивный, лекционный, кинозалы и даже зона отдыха. Вот только школьных мастерских для уроков труда в них нет. Кто же знал, что в школы вернут уроки труда? Пока такие мастерские, оснащенные станками и рабочими инструментами, сохранились в некоторых сельских школах. В городских же кабинеты «под труд» встречаются нечасто.
Заслуженный учитель России, директор московской школы № 109 Евгений Ямбург уверен, что школьная программа должна быть разнообразна. В его школе есть гончарное производство, токарное, слесарное и даже предметы, связанные с изготовлением витражей. Есть сферы, связанные с технологиями, например, дети работают с 3D-ручками. «Уроки труда, — считает Ямбург, — не стоит представлять в архаичном, советском варианте, когда дети делали табуретки и вбивали гвозди. Конечно, все это важно, но нельзя идти вперед с повернутой назад головой».
Но разве сегодня умение выпиливать лобзиком, работать с молотком, дрелью будут для школьников лишними? Они предусмотрены в виде обязательных модулей, по которым станут учиться ученики во всех российских школах. В их списке «Производство и технологии», «Технологии обработки материалов и пищевых продуктов», «Компьютерная графика. Черчение», «Робототехника», «3D-моделирование, прототипирование, макетирование». Но опять-таки все эти направления требуют соответствующей материально-технической базы, программного обеспечения.
Впрочем, в Министерстве просвещения РФ, разработавшем программу по труду, считают, что для обучения школьников практическим навыкам, например, работе с металлом или древесиной, школы могут использовать как имеющуюся собственную базу, так и базу средних специальных учреждений, которые в последнее время переоснастили современным оборудованием. То есть директорам школ, где собственных мастерских нет, нужно договариваться с руководством колледжей о проведении уроков труда на их базе. Решится ли в целом вопрос с материально-технической базой в школах к 1 сентября, когда уроки труда займут свое место в школьном расписании, вопрос.
Кроме обязательных модулей в программе по труду есть вариативные модули, их выберут регионы в зависимости от того, какие специалисты потребуются в перспективе. К примеру, аграрные, связанные с растениеводством, животноводством, промышленные, включающие автоматизированные системы.
Главным различием старой и новой программ является то, что значительно расширен модуль, связанный с черчением и основами графической грамоты. Еще одно направление, которое серьезно меняет содержание прежней программы, касается технологии беспилотных летательных аппаратов. Умение управлять дронами пригодится не только во время службы в армии, но и в логистике, работе в сельском хозяйстве, других отраслях.
Однако не все учителя с энтузиазмом относятся к введению урока труда в школах. Одна из причин — сокращение количества часов на изучение обязательных предметов. По мнению историка, заслуженного учителя России Александра Снегурова, расписание занятий сильно перегружено, у учеников по семь-восемь уроков. Это ведет к поверхностности по отношению к разным предметам. Когда что-то вводят без тестирования, считает учитель, то вести уроки поручают педагогу, уже имеющему нагрузку, при этом специально обучить человека школа не успевает. Кадры для уроков труда — еще одна проблема, которую школам предстоит решать уже сейчас.
В принципе, многие педагоги, родители считают, что возвращение уроков труда в школу рано или поздно должно было произойти. Но это едва начавшееся возвращение не должно превращаться в очередное преодоление проблем, как это происходит в отечественном образовании последние тридцать лет.