Рост таких происшествий в прошлом году достиг 20 %. Он отмечен как в регионе, так и в целом по России. В последнем случае эксперты, по данным издания «Ведомости Юг», говорят о более чем троекратном увеличении.
Возвращаясь к Ростовской области, отметим, что в 2023 году, по данным донского полицейского главка, было зарегистрировано 18 ДТП с участием электросамокатов и других средств индивидуальной мобильности. Это на три больше, чем в 2022 году. Пострадали пять человек. При этом двое из пострадавших — несовершеннолетние.
Не считая Москвы и Санкт-Петербурга, большая часть ДТП с участием средств индивидуальной мобильности приходится на Тюменскую (184 случая), Нижегородскую (123) и Омскую (80) области. В лидерах печальной статистики также Красноярский (163) и Краснодарский (82) края. Смертность в подобных происшествиях за год пугающе выросла сразу на 63,2% — с 19 до 31 человека.
Аналитики причину такого откровенно удручающего положения видят в резком росте парков электросамокатов в крупных городах. При этом для них не создано требуемой инфраструктуры — прежде всего дорожной. Свою роль играет и предельная доступность средств индивидуальной мобильности. А ведь их основные пользователи — дети и подростки, представители далеко не самой зрелой и осмотрительной части общества. Все риски, связанные с управлением электросамокатами и другим подобным транспортом, они еще оценить не способны.
Таким образом, ситуацию могло бы несколько исправить ужесточение правил дорожного движения в отношении лиц, управляющих самокатами. Скажем, в случае вождения в нетрезвом состоянии датчики контроля движения, которые легко можно установить на любой самокат, реагируя на нетвердое управление, сразу бы ограничивали допустимую скорость движения, а то и прекращали бы его.
Но прежде всего следует, наконец, организовать на городских трассах выделенные полосы для движения средств индивидуальной мобильности. А далее неизбежно встанет вопрос о праве на вождение электросамокатами и им подобными средствами индивидуальной мобильности. Пока ими можно управлять, не имея никаких разрешительных документов типа водительского удостоверения. В то же время получают все большее распространение модели с достаточно мощными электродвигателями. И по развиваемым ими скоростям они могут быть свободно отнесены к категории «мопеды». А ведь для управления последними требуются права категории «М».
Сказать, что все проблемы, связанные со средствами индивидуальной мобильности, остаются незамеченными нашими ведомствами, конечно, нельзя. Этой зимой федеральное Министерство транспорта внесло на рассмотрение и обсуждение проект комплексных схем по организации дорожного движения. В нем, кроме уже обычных положений о местах установки дорожных знаков, светофоров, нанесении разметки, устройства парковок и т. д., добавлены пункты, связанные с организацией движения средств индивидуальной мобильности и управлением ими.
Более того: в Ростове по примеру ряда городов Южного федерального округа уже стали ограничивать движение электросамокатов и упорядочивать их парковки. Так, власти Ростова намерены обязать прокатные компании подавать в администрацию сведения о местах парковки самокатов и других средств индивидуальной мобильности. В свою очередь, компаниям теперь придется следить за тем, чтобы их самокаты находились в пределах парковки, а не валялись по всей улице как придется, там, где бросил их очередной клиент.
Дело за тем, чтобы все эти благие намерения поскорее осуществить. Примером здесь может послужить соседний Краснодар, где запрет на безусловное использование средств индивидуальной мобильности в историческом центре города должен начать действовать буквально в ближайшие недели. В мае здесь собираются установить соответствующие дорожные знаки. Помимо этого, кубанские власти обсуждают с прокатными компаниями вопрос о запрете движения средств индивидуальной мобильности по городским бульварам и скверам или, в крайнем случае, об ограничении их скорости до 15 км/час.
А тем временем из столицы донеслись известия о подготовке обязательного госреестра средств индивидуальной мобильности, куда, разумеется, будут включаться и электросамокаты. Если подготовка эта пройдет гладко и необходимый законопроект будет принят оперативно, то можно рассчитывать, что новый порядок регистрации средств индивидуальной мобильности и управления ими может вступить в силу уже с началом будущей весны. И тогда владельцам электросамокатов и других средств индивидуальной мобильности придется срочно поставить свой транспорт на учет через оператора реестра на портале «Госуслуги».
Ну, а пока это светлое завтра не наступило, наше достаточно пасмурное сегодня продолжает снабжать нас известиями о дорожных происшествиях с участием электросамокатов. Как и следовало ожидать, главными пострадавшими в них становятся дети. Буквально на днях в Ростове госпитализировали ребенка, сбитого мужчиной на электросамокате.
Как ранее писало «Наше время», случай быстро дошел до Москвы, где глава Следкома Александр Бастрыкин распорядился возбудить по факту ростовского ДТП уголовное дело. Ход исполнения поручения уже взят на контроль в центральном аппарате Следкома. Думается, что подобная оперативность должна послужить примером для местных властей, чтобы, по возможности, не дожидаясь вселенских решений на федеральном уровне, начать наводить порядок в сфере использования средств индивидуальной мобильности более решительно.
И тогда самокаты и им подобные перестанут быть источником постоянной незримой опасности для окружающих, этаким поражающим фактором. А будут только тем, для чего изначально задумывались, — средством передвижения, привносящим комфорт в нашу жизнь.