Госдума утвердила состав нового, точнее обновленного, правительства РФ.
Ведь фактически все министры прошлого состава остались на своих местах. Сохранил свой пост и министр просвещения РФ Сергей Кравцов. Хотя многие надеялись, что ему на смену придет человек новый, во всяком случае, тот, до которого учителям можно будет достучаться со своими проблемами. В надежде на это профсоюз «Учитель» даже обратился через соцсеть «ВКонтакте» к коллегам с предложением составить петицию на имя нового министра, в которой были бы изложены пожелания педагогов. Что же хотят учителя?
К примеру, сделать единый табель о зарплате (по всей России). Где по пунктам указать, за что учителю платят, включая стимулирующие премии: за содержание кабинета, классное руководство. То есть ежемесячно учитель должен получать на почту файл, в котором до мелочей расписан его заработок. Также нужно разрешить, чтобы школа оставляла ребенка на второй год, и это не влияло на рейтинг школы.
Ну как без рейтингов? Как же в министерстве узнают, какая школа лучшая, а какая отстающая? Так что рейтинги школ скорее сохранятся, чем от них откажутся. С зарплатой тоже «затык». Не будет она «одна на всех», одинаковая. Правда, к 2027 году образовательное ведомство обещает ситуацию по оплате труда учителей исправить, но вряд ли это произойдет.
Вообще, на фоне нехватки педагогов в школах зарплата и все, что с ней связано, — проблема достаточно актуальная. Учителя вынуждены работать на полторы-две ставки. Когда им заниматься индивидуально с каждым ребенком? У них не хватает времени на то, чтобы помочь ученику в учебе: указывать на ошибки, разобрать задачу или упражнение. То есть это то, чем обязан заниматься учитель в школе. Это то, чем он отличается от искусственного интеллекта с его проверками домашних заданий.
Доктор физико-математических наук, профессор, ведущий научный сотрудник Карельского научного центра РАН Александр Иванов считает, что от школы уже и не требуют научить всех. «Не учится ребенок — его право, у нас же демократия и свобода. Самая страшная свобода — свобода не учить и не учиться», — приводит комментарий ученого «АиФ». Сейчас вводится «золотой стандарт» в образовании. Меняются программы. Например, в школьную математику внедрили новые сложные разделы. Учителя должны разобраться сами, разработать методики и всё это донести до детей: мол, надо идти в ногу со временем. Притом что дети не усваивают порой даже тот минимум, который требуется на ОГЭ в 9-м классе, им предлагается вникнуть в статистику, в теорию вероятностей.
В итоге, по мнению профессора, мы получаем не обучение, а имитацию. В самом деле, математика без понимания — лучший способ сформировать будущего «гуманитария», человека, который эту математику ненавидит. Откуда тут взяться будущим инженерам и другим специалистам, дефицит которых ощущается в большинстве ведущих отраслей экономики?
Бездумные реформы в школе приводят к тому, что кадры уходят. Причем уходят те, кто не приемлет имитацию. Так, может, пора от имитации переходить к реальным делам? Боюсь, что с реальными делами в ближайшее время тоже возникнут сложности. К такому выводу приходишь, когда читаешь предложения педагогов в петиции. Там все! Все проблемы, накопившиеся за многие годы. Педагоги просят регламентировать работу классных руководителей, поскольку сейчас это практически круглосуточная вахта. Или: вообще убрать работу классного руководителя. А поставить кураторов на параллель. И пусть они занимаются и успеваемостью, и воспитательной работой, и родителями, и организацией всех мероприятий, кроме обучения…
Или вот. Учителя не поддерживают «цифру», которая уже постепенно внедряется в образование. Пишут, что из-за этих самых тестов страна скатилась в пропасть жуткой безграмотности. Тесты — это как дрессировка собак на рефлексы: поднять, принести. Дети спокойно выполняют цифровое домашнее задание на 5, а в одном слове делают три ошибки, в словарном диктанте — 15–20 ошибок! Вот к чему привела европейская система, внедренная для уничтожения национального сознания России.
«Полностью согласна! Докатились! За месяц внуку-шестикласснику по русскому языку в московской школе (с высоким рейтингом) не задали ни одного упражнения, а только ЦДЗ, в ответах которых сплошные ошибки. Компьютер тебе выдает неверный результат за правильный ответ».
Вопросы инклюзии в школе, специализированные поликлиники для педагогов, отмена «Сферум» (цифровая образовательная платформа) и ЕГЭ для не поступающих в вузы — эти и другие волнующие школу проблемы можно найти в перечне предложений. Только вот вопрос: теперь, когда Сергей Кравцов вновь утвержден в должности главы Министерства просвещения РФ, попадет ли к нему на стол петиция педагогов? Хотелось бы, чтобы попала. Как раз в предложениях, просьбах педагогов и содержится истинная, реальная, а не виртуальная жизнь школы. К ней надо внимательно присмотреться, чтобы эту жизнь сделать качественной во всех смыслах, а не выбивать из-под школы остатки того крепкого образовательного фундамента, который веками закладывался в отечественном образовании, сделав его когда-то одним из лучших в мире.