Тем не менее сегодня очевидно: пусть и с ощутимым скрипом, но скоростные суда удалось-таки снять с мели, куда загнала их беспечная экономическая политика ранних 90-х.
И пока на этой мели бесславно ржавели последние «Кометы» и «Метеоры», еще недавно бывшие неотъемлемой частью донского пейзажа, наши люди не переставали недоумевать: куда же подевался донской «крылатый флот» — такой удобный и доступный?
Чиновники поначалу отмалчивались, а потом, когда скоростные суда, будучи проданными за бесценок или бездарно порезанными на металлолом, окончательно исчезли с донских просторов, предложили просто забыть об этом «несовременном» виде транспорта. Послушать их, так современными были европейский автобусный секонд-хенд и прочие «слоны», как в народе окрестили весь западный автохлам, заполонивший наши дороги.
Впрочем, сегодня полемика по этому вопросу вроде как и неактуальна. Проблему решает сама жизнь. Лет семь назад сам донской губернатор подал ностальгические сигналы, которые все расценили как намерение вернуть скоростные водные перевозки. И действительно: с тех пор подвижки в возрождении донского «крылатого флота» обозначились достаточно явственно.
Особенно обнадежили последние два года, когда от ностальгических воспоминаний донские власти перешли к реальным делам. Стали закупаться нижегородские «Валдаи», а для осуществления водных пассажирских перевозок была создана специализированная судоходная компания «Дон».
После того как 45-местные «Валдаи» опробовали на азовском маршруте и убедились в их востребованности, как с удовлетворением отметил губернатор, всего за пару месяцев пассажиропоток составил 5 тыс. человек, было решено пустить эти катера до Семикаракорска. И вот теперь первый рейс туда должен состояться 23 июня. А еще раньше пришли к выводу о необходимости закупить более вместительные, рассчитанные на 120 пассажиров «Метеоры». Благо очереди на «Валдаи» доказывали: пустовать скоростной транспорт не будет.
Думается, что с появлением скоростных судов на Дону увеличится не только пассажиропоток, но и быстро вырастет маршрутная сеть. Уже сейчас, как о ближайших перспективах, поговаривают о дальнем речном маршруте Азов — Ростов — Волгодонск. В планах — и более короткие линии: в Старочеркасскую и Константиновск, а также морские маршруты Ростов — Ейск — Анапа и Ростов — Керчь — Ялта.
Помнится, в советскую пору эти маршруты были весьма популярны. По собственному опыту знаю, что в тот же Ейск по воде можно было добраться куда быстрее, чем на автобусе. И что немаловажно — в значительно более комфортабельных условиях. Для этого сегодня создается соответствующая инфраструктура. Причальная, диспетчерская, ремонтная... От старой-то практически ничего не осталось... Понятно, что возрождение инфраструктуры — дело затратное. Восстанавливать всегда дороже, чем строить заново. Но затраты обязательно окупятся. Главное — найти деньги на такое благое дело.
С деньгами же, как водится, сложнее. Обеспечивать дотационный регион в необходимом количестве средствами на развитие водных пассажирских перевозок федеральный центр при всем его благосклонном отношении к идее едва ли способен. Тут не поможет даже такой бронебойный довод, как то, что в лучшие времена «Ракеты», «Кометы» и «Метеоры» принимали на себя чуть ли не весь пассажиропоток в близлежащие приречные станицы. «Денег нет, но вы держитесь» — ответ Москвы на все запросы из области достаточно предсказуем...
И здесь донские власти в который уже раз обращаются к теме организации туристических рейсов. Туризм уже некоторое время рассматривается у нас как некая инвестиционная панацея для преодоления трудностей финансово-экономического толка. Свой резон в том, конечно, имеется. Особенно если учесть, что все иные промышленные механизмы обеспечения проектов, существовавшие на Дону в советскую пору, были отправлены на металлолом, так же как и «Ракеты» с «Метеорами».
А ведь надо не просто обеспечивать всю сложную систему скоростных пассажирских перевозок на воде. Надо еще сохранять их доступность. Иначе «крылатый флот» рискует сначала превратиться в дорогостоящую игрушку. А потом, в силу своей малой полезности, вновь уйдет в небытие, как это случилось уже однажды. Только на этот раз уход его будет окончательным и бесповоротным…
Вероятно, этими доводами руководствовались власти, когда задумались о туристической составляющей скоростных водных перевозок. О курсе на водный туризм на днях оповестил жителей Дона губернатор Василий Голубев:
«Развиваем водные пассажирские перевозки. Регулярные речные маршруты дополняем туристическими»…
Согласно заявлению губернатора, уже с начала июня пассажиров ждут экскурсии в Азов на скоростном многоместном «Валдае». Такой же экскурсионный тур готовится и на семикаракорском маршруте. Так, с 1 июня гости и жители Ростовской области на скоростном пассажирском судне «Валдай-45Р» смогут посетить с экскурсионной программой Азов. А на 23 июня запланирован тур в Семикаракорск. В первом случае пассажиры «Валдая» побывают в Азовском музее-заповеднике. А в ходе поездки в Семикаракорск познакомятся с казачьими традициями.
Мало сомнений в том, что такое предложение останется без спроса. А он, как известно, в рыночных условиях способен разжечь аппетиты предлагающих. В данном случае аппетиты перевозчика. Тому ничего не стоит задрать ценовую планку — что на экскурсионных маршрутах, что на обычных пассажирских. А поскольку первые при тех же затратах легче дают большую финансовую отдачу, то им будет уделяться все большее внимание. Чисто пассажирские перевозки могут отойти на второй план. Это в случае, если цены на них будут оставаться вполне умеренными. Или же в случае неуклонного роста платы за проезд они так же неуклонно начнут терять пассажиров.
Пока проезд в Азов на «Валдае» в будни обходится в 550–650 рублей. В выходные и праздничные дни цена поднимается до 1,1–1,3 тыс. Уже многовато...
С последним обстоятельством в советскую пору худо-бедно справлялись путем дотирования перевозок — в конечном итоге за счет все той же развитой промышленности. Как можно максимально эффективно выходить из положения сейчас, представить себе трудно. Нам говорят, помочь могут доходы от туризма. Хорошо, пусть будет так. Но, как видим, увлекаться экскурсионно-туристической составляющей можно лишь до известного предела.
Сказывают, эту задачу не без успеха решают в Волгоградской области. Там, мол, сумели найти золотую ценовую середину и успешно развивают оба направления водных перевозок — экскурсионное и утилитарное. Сказать, насколько успешно, трудно. Это могут оценить специалисты. И только на месте. Что очевидно, так это то, что соседняя область в решении транспортных проблем немало преуспела.
И еще одно обстоятельство, которое обязательно учитывалось в уже далеком прошлом, когда в ходу был вдруг набивший оскомину лозунг «Всё для блага человека, всё во имя человека». Так вот: «для блага и во имя» в ту пору развитие скоростного водного транспорта шло с учетом нужд и запросов жителей так называемой «глубинки», а именно: тех мест, куда удобнее всего было добираться по воде. Будет ли этот фактор учитываться на нынешнем витке развития скоростного водного пассажирского транспорта? Или возобладают совсем другие резоны?
А места, подобные хутору Донскому, лежащему в дельте Дона, или известному на всю область Задонью, расположенному в виду Азова, но оттого не ставшему более доступным, никуда с карты области не делись. Их на 200-километровом речном пути от Азовского моря до Цимлы не меньше десятка насчитывается...
Да что там! От Азова до Таганрога на «Ракете» можно было добраться за 40 минут. Тогда как путь на машине по суше занимает час-полтора. А ведь 40 лет назад скоростные «Ракеты» курсировали между пристанями двух городов с часовым интервалом. Иными словами, с частотой электричек. К слову говоря, электричкой из Азова в Таганрог можно попасть только с пересадкой в Ростове.
Все затронутые здесь вопросы — отнюдь не праздные. Одни уже решаются, над другими задумываются. И это нормально. Важно лишь, чтобы мыслительные процессы у ответственных товарищей шли хотя бы со скоростью судна на подводных крыльях. Чтобы учитывалась при этом важность вновь заявившей о себе задачи эффективных водных пассажирских перевозок.
Их развитие — это не только удобство транспортного сообщения для населения. Это и дальнейшее развитие инфраструктуры едва ли не всех лежащих на водных путях донских городов, сел и станиц. Со всеми вытекающими для людей, там живущих. Это, наконец, и более активное укрепление естественных связей с воссоединившимися с Россией регионами. Иными словами, проблема развития водного пассажирского транспорта на Дону перестает быть чисто локальной. И раскрывает свои, как социальные, так и экономические и даже геополитические грани. А это, согласитесь, чего-то да стоит.
На снимке: речное пассажирское судно на подводных крыльях «Валдай 45Р» завоевывает донских пассажиров. Источник фото: ckbspk.ru