Если оппонентам команды Михаила Чернышева в нынешние выборы приходится, чтобы заявить о себе, идти, что называется, на критику всей власти, то действующему ростовскому градоначальнику совершенно незачем ввязываться в бесплодные дискуссии. Михаилу Чернышеву просто достаточно показать уже сделанное.

И, конечно, среди масштабных инфраструктурных проектов последних лет особое внимание обращает на себя «Комплексная программа строительства и реконструкции объектов водоснабжения и водоотведения города Ростова и юго-запада Ростовской области».

Столь крупный проект по коренной реорганизации водного хозяйства, осуществляемый на началах государственно-частного партнерства  администрациями Ростова и области совместно  с ОАО «Евразийский», стал одним из наиболее ярких примеров плодотворного взаимодействия власти и бизнеса. Рассчитанная на 15 лет Программа объявила войну безводью на территории, которой предстоит стать Ростовской городской агломерацией. Больше того: только  в ходе такой реконструкции и можно будет предметно говорить о появлении агломерации. «Евразийскому» довелось стать инициатором проекта. Общий вклад частного инвестора в реализацию проекта за 15 лет составит более 24,5 млрд. рублей. Софинансирование со стороны государственного координатора — администрации Ростовской области — составляет 2 с лишним миллиарда, а вклад Ростовской мэрии — третьей стороны проекта — достигает почти 250 млн. рублей. Программа включена в перечень проектов, реализуемых при господдержке за счет средств Инвестиционного фонда РФ. А это значит, что теперь из средств федерального бюджета в бюджет Ростовской области будет выделена субсидия в размере более  6, 6 млрд. рублей. Общая стоимость  проекта, таким образом, превышает 33 млрд. рублей.

В результате реализации «Комплексной программы» в Ростове и его окрестностях возникнет современная инфраструктура качественных водоснабжения и канализации, позволяющая вести интенсивное строительство на территории агломерации и исключающая вредное влияние на экологию Донского и Азово-Черноморского бассейнов. Если учесть, что подобный проект до сих пор не имел аналогов в стране, то его реализация  должна оказать решающее влияние на организацию водоканализационного хозяйства всей России.

Несмотря на очевидные выгоды, ростовской и областной администрации  далеко не сразу удалось доказать необходимость реализации проекта. Были у него противники — и  весьма влиятельные. В частности, бывший министром экономического развития и торговли Герман Греф снабдил проект таким количеством оговорок, что это, по существу, перекрывало путь к его реализации. Однако принципиальная позиция, занятая губернатором области Владимиром Чубом и мэром Ростова Михаилом Чернышевым, помогла убедить федеральный центр в необходимости  решительных перемен в организации водоснабжения южного мегаполиса. 

— Мы активно защищали проект в Министерстве регионального развития, — вспоминает заместитель министра жилищно-коммунального хозяйства Ростовской области Юрий Тамбовцев. — Общее мнение: проект хороший. Налицо заинтересованность ростовских властей. В частности, мэра города Михаила Чернышева, который глубоко вник в проблему…

Уже на первом этапе реализации «Комплексной программы» Ростов получает возможность серьезно изменить к лучшему всю структуру городского водоснабжения. Строительство второго водозабора в районе Дугино поможет не только разгрузить существующий Александровский водозабор, но  и покончить с положением, когда любая авария в системе  водоснабжения и канализации мегаполиса вынуждала отключать от водоснабжения большую массу потребителей.

Вместе с новыми очистными сооружениями и двумя водоводами сырой воды город  фактически получит второй водопровод суточной мощностью 300 тыс. кубометров. Именно его наличие позволит развивать Ростов в западном направлении. И это уже происходит со строительством жилого массива «Левенцовский». Впервые в истории городского строительства возведение микрорайона начато с прокладки инженерных коммуникаций, что наиболее логично. Реализация такого подхода стала возможна благодаря наличию «Комплексной программы». А дальше появляется возможность подавать большее количество воды на Аксай и Батайск. И, соответственно, в этих городах — спутниках южной столицы  возникают условия для более интенсивного строительства.

В рамках программы только в 2008 году в Ростове введены в эксплуатацию после реконструкции водопроводные насосные станции первого подъема №3 и №1. Благодаря этому была обеспечена абсолютная стабильность их работы, полностью снят вопрос с подачей на очистные сооружения сырой воды. Построена электролизная установка по производству гипохлорита натрия для обеззараживания воды на очистных сооружениях Центрального водопровода. Завершено строительство питьевого водовода от водонасосной станции второго подъема № 4 до ОСВ-1 общей протяженностью свыше 5,6 км,  реконструирован двухкилометровый первый Восточный водовод. Сдан участок Северного водовода, выполнены другие работы

Но «Комплексная программа» — это не просто перечень объектов водоснабжения и канализации. Это еще и свод передовых норм и принципов  эффективного управления водохозяйственным комплексом на основе государственно-частного партнерства. Их введение потребовало решительно перестроить всю  работу ростовского «Водоканала». Предприятие теперь занято исключительно производством питьевой воды: от ее забора из водоисточника, подготовки, транспортировки до обеспечения водоотведения и очистки канализационных стоков. За «Водоканалом» остались также ремонт и восстановление сетей. Такая схема уже успела продемонстрировать свою эффективность: по результатам прошлого года коэффициент полезного действия сбытовой деятельности предприятия удалось довести до беспрецедентно высокого показателя в 99,2%.

Очевидно, что  проекты, по своим масштабам соизмеримые с «Комплексной программой», поодиночке не реализовать ни государству, ни бизнесу. И в Ростовской мэрии смогли понять всю важность и эффективность государственно-частного партнерства. Только через его механизм способна проявить себя социальная ответственность бизнеса. И то, что ростовские власти смогли запустить такой механизм в важнейшем сегменте городского хозяйства, — серьезный аргумент в пользу качества управления команды действующего мэра.