Первое десятилетие нового века вполне можно считать знаковым для Ростова. Именно за эти 10 лет он решительно поднял свой статус, превратившись из пусть и далеко не рядового, но все же областного города в один из крупнейших политических, экономических и культурных центров нашей страны.

По целому ряду позиций город занимает лидирующее положение. Достаточно вспомнить жилищное строительство. Сдав по итогам минувшего года  840 тыс. кв. метров жилья, Ростов оказался в «большой тройке» российских столиц вместе с Москвой и Петербургом. Утвердился город на лидирующих позициях и в экономике. Рост объема производства за последние пять лет составил 45%, объем инвестиций в основной капитал увеличился в 2,6 раза. В 2,7 раза выросла заработная плата — и этот, пожалуй, важнейший социально-экономический показатель не смогли поколебать даже кризисные неурядицы.

Сохранить даже в условиях мирового кризиса поступательное социально-экономическое развитие городу помогла продуманная стратегия. В свое время выработанная городской властью в тесном контакте с учеными и практиками, она дала возможность наметить ориентиры и определить четкую перспективу. Федеральная и областная власти, видя у руководства города ясное понимание задач и целей, охотно оказывали ему поддержку, направленную на сохранение экономической и социальной стабильности. Всем памятны два последних приезда в Ростов премьер-министра Владимира Путина. Решения, принятые в ходе его встреч на «Ростсельмаше», оказали благотворное влияние на ситуацию в экономике и социальной сфере города. Понимание в федеральном центре встретили и предложения руководства города и области по строительству нового моста через Дон. Если помните, строительство моста и сопутствующих ему транспортных развязок началось в самый разгар кризиса, но нужные средства, тем не менее, городу были выделены. В Москве понимают всю необходимость такого объекта и знают: выделяемые деньги, как всегда, будут освоены эффективно. В результате, есть все основания полагать, что уже к концу нынешнего года Ростов и область получат такой нужный всему Южному региону автодорожный комплекс.

Транспортные проблемы по-прежнему остаются одними из наиболее острых в городе. Но власть не просто констатирует их наличие, а активно ищет пути решения. Так произошло возвращение к идее строительства  ростовского метро. Сложнейшая задача — но если вчера за нее и не думали браться, то сегодня городское сообщество чувствует свои силы. И, оценивая перемены, происшедшие в южной столице за последнее десятилетие, их размах и масштаб, понимаешь: сегодня ростовское метро — это уже не утопия, а очередная задача, которая непременно будет решена.

Так или иначе, все меры, намечаемые и осуществляемые Ростовской администрацией, можно считать социально-ориентированными, поскольку все они в той или иной степени влияют на состояние городского сообщества. Но в ряду уже решенных мэрией задач есть и такие, что прямо направлены на усиление социальной поддержки граждан. Достаточно взглянуть на то, как реализовалась в 2006-2009 годах городская Комплексная программа мер социальной защиты населения. В эти четыре года на ее реализацию было направлено 20,4 млрд. рублей. Только за последние три года сумма, выделяемая на социальную поддержку каждого отдельного человека, выросла втрое, достигнув 1388 рублей. Не в последнюю очередь этими суммами обеспечивается освобождение ростовских пенсионеров и некоторых других льготных категорий горожан от уплаты земельного налога. Делу улучшения жилищных условий ростовчан служит специализированный  жилищный фонд для одиноких ветеранов войны. Характерно, что создание такого фонда — это чисто ростовское ноу-хау и не имеет аналогий в стране. В перспективе в мэрии планируют разработать так называемую социальную карту ростовчанина. Она составит основу единой учетно-платежной системы льгот, адресной социальной помощи и различных услуг, предоставляемых горожанам. 

Сколько их уже было, таких проектов и решений, которые буквально преображали лицо Ростова! Достаточно назвать Комплексную программу строительства и реконструкции объектов водоснабжения и водоотведения Ростова и юго-запада области. Этот масштабный проект, осуществляемый на началах государственно-частного партнерства, рассчитан на 15 лет. То есть работа над реализацией программы еще только в самом разгаре. Но внушительные результаты уже достигнуты. Жители Ростова и его окрестностей сегодня окончательно забыли о том унизительном безводье, которое они, находясь на берегах великой русской реки, вынуждены были испытывать многие годы. А ведь это только начало — и впереди еще более впечатляющие качественные перемены в обеспечении водой южного мегаполиса. Городские власти готовы продолжать реализацию намеченного, и это должным образом оценивают в руководстве области и в столице. На самом высоком уровне отмечается заинтересованность в решении важнейших инфраструктурных задач руководства города и лично мэра Михаила Чернышева. И самое, пожалуй, главное в том, что заинтересованность эта подкреплена компетентностью.

«Мэр не должен мыслить на уровне канализации, — любит повторять Михаил Анатольевич. — Ничего хорошего из этого не получится — в том числе и для канализации». По его глубокому убеждению, глава города обязан видеть проблемы муниципального сообщества и шире, и глубже. Видеть во всей их взаимосвязи. А еще — уметь слушать и слышать людей. Именно поэтому М.Чернышева и его заместителей так часто можно видеть на предприятиях и стройках важнейших городских объектов, регулярно выезжают они в разные районы города на встречи с их жителями. Только за пять лет мэр провел 110 приемов, на которых побывало 1287 человек. Эффективно работает интернет-приемная мэрии. Сюда обратилось уже 7459 горожан. Частью городского пейзажа стали листовки и плакаты с актуальной информацией, расклеиваемые в наиболее людных местах в рамках программы «МЭР-ИНФО». На них — ответы на многие волнующие людей вопросы и информация о работе мэрии. В команде мэра убеждены: честный и открытый диалог с ростовчанами — это проверенный, надежный и эффективный инструмент в решении  самых сложных и наиболее актуальных городских проблем.

А совсем недавно уже сам мэр вступил в диалог с гражданами через Интернет. И тот разговор, что происходит сейчас в виртуальном пространстве, на страницах блога ростовского градоначальника, благостным и комплиментарным никак не назовешь. Пользователи — простые ростовчане — ставят перед своим мэром наиболее острые и трудные вопросы. Транспортные проблемы и отсутствие перехватывающих парковок в центре города, точечная застройка, строительный новодел и сохранение неповторимого исторического облика Ростова, капризы погоды и противостояние им городского коммунального комплекса — вот лишь часть тем, которые уже успели обсудить мэр и горожане. Кстати, по такой «вечной» теме, как противостояние коммунальных служб натиску стихии, мэр — невиданное доселе дело! — принес извинения горожанам за нерасторопность своих подчиненных. Судя по тому, как действовали коммунальщики после этого, можно судить: нужный эффект был-таки достигнут. Нет, не случайно городская власть налаженный диалог с гражданами считает одним из главных своих достижений.

И нынешние муниципальные выборы мэр и его команда рассматривают не как сигнал к политическим баталиям, а как повод отчитаться о сделанном и поделиться с людьми своим видением будущего Ростова. За ними — опыт принятия ответственных решений и эффективной реализации намеченных планов. И это, пожалуй, главное преимущество команды М. Чернышева.

«Ростовская перспектива» — так называлась программа действий, сформулированная М. Чернышевым и его командой пять лет назад. С тех пор многое из того, что, казалось, только просматривалось у горизонта, стало для ростовчан повседневной реальностью. А перед городом открываются новые  возможности…