Этим вопросом стал проект областного закона «О духовно-нравственном воспитании и развитии обучающихся в образовательных учреждениях Ростовской области», подготовленный рабочей группой во главе с депутатом донского парламента С. Суховенко.

Как отметил сам депутат, толчок для разработки законопроекта дала прошлогодняя встреча президента России Д. Медведева с главами основных религиозных конфессий страны. Там, как известно, глава государства поддержал идею преподавания в школах культурологических курсов по основам традиционных религий, в том числе и курса «Основы православной культуры».

Впрочем, широко эта идея зашагала по российским регионам еще до прошлогодней встречи. Как отметил депутат, в той или иной степени ее уже реализуют в 19 субъектах Федерации, среди которых — и наши соседи из Ставропольского края. Там в экспериментальном режиме ведется преподавание учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики». Теперь вот настает очередь Ростовской области. Она хоть и не участвует в общероссийском эксперименте, но в ряде территорий определенные практические шаги по введению в школах подобных предметов уже сделаны. При этом, как заметил С. Суховенко, базируются они на догматах православия:

— Что такое религиозная культура? Это наши традиции, наша духовная связь…

Судя по всему, авторов законопроекта факт сегодняшнего доминирования православия очевидно радует. Хотя при этом старательно подчеркивалось, что речь идет об изучении основ всех российских конфессий. Но почему-то они вслед за многими политиками и учеными в упор не желают видеть  опасностей, которые несет введение религиозных тем в учебные программы светских школ в такой многоконфессиональной стране, как наша. На одну из таких опасностей указал депутат С. Петляков:

— Налицо нарушение принципа отделения школы от церкви…

А депутат А. Ищенко отметил расхождение между подходами федеральной власти и авторов областного законопроекта:

— Президентская инициатива заключалась в том, чтобы комплексно обучать основам всех религиозных культур, действующих на территории России…

Действительно, на федеральном уровне даже сами термины «религия» и «церковь» упоминаются с крайней осторожностью. Чего не скажешь о речах разработчиков донского законопроекта. Их ссылки на  факультативность курса и обеспечение возможности  для школьников разных конфессий изучать основы только своей религии выглядят малоубедительно. Едва ли при такой организации курса настанет желанное единение культур и нравов. Что и отметил депутат Ю. Потогин, предложив повременить с окончательным  принятием сырого законопроекта. Депутат А. Батажев обеспокоен кадровой проблемой. Кому доверить преподавание нового курса?

Что касается коммунистов, то они, отчего-то вспомнив было милый их сердцу «Моральный кодекс строителя коммунизма», в конце концов  сумели сформулировать позицию, не согласиться с которой нельзя. По мнению депутата А. Дедовича:

— Областной бюджет и так уже понес в этом году траты на переподготовку преподавателей «Основ религиозных культур и светской этики». А предлагаемый законопроект потребует от бюджета новых достаточно крупных вложений. И при этом предусматриваемая им организация обучения по нескольким модулям изначально нацелена на разделение, а не на объединение…

Однако, несмотря на все возражения, спорный законопроект был-таки принят сразу в двух чтениях. Правда, не таким подавляющим большинством, как обычно: человек семь или восемь высказались против. Но, зная уровень единодушия  нынешнего депутатского корпуса, это можно рассматривать как факт серьезных разногласий. Что же касается самого новоиспеченного закона, то это — пример благих намерений без точного понимания того, куда они могут завести. Ссылки на то, что со временем можно всегда вернуться к документу и подправить его, не слишком успокаивают: время не стоит на месте, и то, что можно безболезненно выполнить сегодня, завтра может не получиться.

Но намерения намерениям рознь. Если уж и продолжать разговор на эту тему, то в случае с законопроектом, формулирующим гарантии уходящему губернатору, такие намерения оказываются подкреплены шагами в верном направлении. С понедельника в донской политической и общественной жизни появляется такая  доселе не известная нам фигура, как бывший губернатор. Исходя из этого, закон о гарантиях создает важный прецедент, устанавливая размер пенсии, определяя  другие права и льготы человека, без малого два десятка лет успешно возглавлявшего область.

Однако закон вовсе не на уходящего губернатора рассчитан, его положениями смогут воспользоваться все те, кто после В. Чуба будет занимать высший пост в области. Выступая вчера в донском парламенте, Владимир Федорович вспомнил откровенно невеселую участь бывших первых секретарей обкома И. Бондаренко и 

Б. Володина, которые после своих отставок стали ненужными своей партии и в какой-то момент оказались, по сути, без средств к существованию. Тогда на Дону был принят ряд нормативных актов, позволивших поддержать этих далеко не последних в области людей. Вчера же такая поддержка обрела облик цивилизованной законодательной нормы. Так что:

— Если кто-то из братьев Бессоновых станет когда-нибудь губернатором, он может рассчитывать на то, что  не будет после отставки брошен на произвол судьбы…

Так мягко ответил губернатор на не слишком удачные и тактичные ораторские упражнения руководителя фракции компартии в ходе обсуждения законопроекта о гарантиях.

Принятый вчера депутатами законопроект, как заметил В. Чуб, позволит ему остаться на Дону и не браться за дело, которое не по душе. Именно поэтому он, по его словам, отказался от того, чтобы занять одно из сенаторских кресел и еще от ряда других предложений.

Вчерашнее заседание донского парламента стало последним, в котором он принимал участие как губернатор. Следующее намечено на середину июля. Парламентарии приступят к реализации пунктов плана законотворческой деятельности во втором полугодии. Этот план был также утвержден вчера.