В принципе противоречия между ветвями власти отмечались всегда и на всех уровнях. Более того: находясь в разумных рамках, они даже способствуют успешному развитию территории. Но это лишь в том случае, когда не перерастают они в борьбу амбиций, не генерируют структурные конфликты.

Если только это происходит — жди беды. Пострадают в бессмысленном противоборстве и сами конфликтующие. Но самое печальное — пострадает население, ущемленными окажутся, без преувеличения, государственные интересы. На этом и сделал акцент в ходе нашего разговора председатель комитета донского парламента по законодательству, государственному строительству, местному самоуправлению и правопорядку Александр ИЩЕНКО. Поводом же к разговору стали конфликтные ситуации в муниципалитетах. В последнее время их стало заметно больше, да и возникают они чаще…

— Конфликты между городской Думой и исполнительной властью в Новошахтинске, аналогичное противоборство в Цимлянском районе — они уже попали в центр внимания. В этом году заговорили о некоем противостоянии в Батайске. Еще несколько конфликтных ситуаций в муниципалитетах находятся, что называется, в стадии созревания. Это что, тенденция?

— Я бы так не сказал. Скорее, трудности роста. По 131-му федеральному закону органы местного самоуправления приобрели большие права, перед ними открылись куда большие, чем прежде, возможности. Вот эти возможности и привлекают сейчас влиятельные силы в территориях. С одной стороны, людям хочется проявить себя в новой, многообещающей ситуации, с другой — определенные группы предпринимателей, управленцев и т.п. стремятся как-то защитить и обеспечить свои интересы. Так что в основе своей конфликт властей в муниципалитетах — это преимущественно конфликт интересов. Ну, и не стоит сбрасывать со счетов своего рода «дух самостийности», поселившийся в наших муниципалитетах после вступления в силу 131-го закона.

Но хочу заметить, что конфликтные ситуации в территориях пока скорее исключение, нежели правило. В подавляющем большинстве наших муниципалитетов представительные органы и исполнительная власть работают согласованно и бок о бок.

— И, тем не менее, конфликты тоже имеют место. Причем такие застарелые, как, скажем, конфликт между городской Думой и местной администрацией в Новошахтинске…

— После двух лет противоборства ситуацию там удалось-таки нормализовать. Взаимодействие между исполнительной властью и представительными органами сегодня наладилось. Конечно, для того, чтобы добиться разрядки, областной власти пришлось пойти на чрезвычайные меры: распустить новошахтинскую Думу и назначить новые выборы. Но такое хирургическое вмешательство себя оправдало: конфликту депутатов и чиновников был положен конец, а взаимные претензии сторон быстро сошли на нет. Другое дело, что Новошахтинск от такого противоборства только проиграл. Иного и быть не могло, когда в достаточно крупном городе отсутствовала дееспособная власть.

— Но ведь Новошахтинск — не единственный пример.

— Сегодня нас очень беспокоит ситуация в Цимлянском районе. Мы внимательно наблюдаем за всем происходящим там. Самое неприятное уже в том, что новое руководство района пришло к власти на волне конфликта с предыдущим главой. Не стану оценивать, кто прав, кто виноват. Но очевидно, что и сегодня конфликт не погашен. Он тлеет и готов вспыхнуть с новой силой. Очень шаткое равновесие сегодня наблюдается в районном Собрании, поэтому у депутатов здесь недостаточно сил, чтобы хотя бы умерить накал борьбы.

— Но выход из такой ситуации хоть виден?

— Она разрядится лишь в том случае, если новое руководство района — обе ветви местного самоуправления — сумеет консолидироваться. Если исполнительная власть, и конкретно глава района, и депутаты представительного органа смогут, отрешившись от собственных амбиций и взаимных обид, наладить взаимодействие во имя нормального развития территории и на благо ее жителей. В общей работе найдется дело для представителей всех партий и движений.

Надо понять: конфликт в Цимлянском районе — еще более застарелый, чем в том же Новошахтинске. Он развивался на протяжении пяти лет. Что же, новая власть отведенный ей законом срок тоже хочет провести в конфликтах? В таком случае я за судьбу района не поручусь. За прошлые пять лет противоборства он уже приобрел массу проблем — социальных, экономических, бытовых… Нет сомнения, что в случае дальнейшего несогласия количество этих проблем лишь умножится…

— …и в конце концов достигнет критической массы, когда люди, воскликнув по-шекспировски «чума на оба ваши дома», уберут от власти и одних, и других.

— В некоторых территориях так и происходило. В ситуации, когда в муниципалитете никто не смотрит на закон, руководствуясь исключительно сиюминутными личными или групповыми интересами, мы в итоге получаем то, что называется дефолтом политического доверия. И на выборах теряют власть как одни, так и другие «конфликтанты». Пример тому — все тот же Новошахтинск, где на результат местных выборов в решающей степени повлияло нежелание людей и дальше жить в обстановке раздрая. Вот они и сказали «хватит!». И не помогли высокие деловые качества чиновников администрации и депутатов. Всем, кто так или иначе раздувал пламя конфликта, пришлось уйти. И в Цимлянском районе аналогичная картина:

предыдущий глава, увлеченный конфликтом с Думой, переизбран не был. И нынешний глава, если он не положит конец конфликту и не найдет пути к согласию властей, получит тот же результат. Если не хуже.

— А вы могли бы назвать реальные минусы, которые несет с собой противостояние в муниципалитетах? Они, конечно, очевидны, но все же, думается, стоит повторить их для местной власти?

— Да, минусы очевидны. В неспокойный район никогда не пойдут инвестиции. Здесь не будут закрепляться люди. Как известно, человек, всегда ищет, где лучше, а сегодня это особенно справедливо. Тот же Цимлянский район и так уже много потерял в результате противоборства внутри местной власти. А ведь это в высшей степени специфическая территория. Это одна из донских географических окраин. Отсюда оттягивает рабочую силу соседний Волгодонск с его атомной станцией. Здесь велик поток мигрантов, сложнее, чем в других территориях, выглядят межнациональные проблемы. Непростая ситуация в сельском хозяйстве, на предприятиях… И эти проблемы не стали проще за последние пять лет. Напротив, противостояние в районе лишь усугубило их… Решать проблемы района можно только, что называется, всем миром, при условии согласия внутри местной власти. Не будет такого согласия — и говорить не о чем. Не получится отстаивать интересы района на областном и федеральном уровнях.

— На что направлены усилия депутатов Законодательного собрания, понятно. А приносят ли эти усилия плоды?

— Скажу прямо: в Цимлянском районе добиться примирения пока не получается. Сегодня там новая исполнительная власть продолжает самозабвенно бороться с инакомыслием в депутатской среде, с частью депутатов развивается конфликт. К нам постоянно идут оттуда сигналы и звонки с жалобами. Стараемся, конечно, на них оперативно реагировать, совсем не хочется доводить дело до крайних жестких мер, право на которые дал нам закон. Но, в конечном итоге, главное зависит от самих конфликтующих сторон. И депутатскому корпусу, и администрации этого и других районов должно достать здравого смысла, чтобы понять, на каких путях они должны действовать для достижения поступательного развития территории на благо ее жителей.