Октябрьский район за последние шесть лет более чем в 10 раз увеличил объемы вложений в развитие экономики и социальной сферы. Кривая показателей прошла путь с отметки в 500 миллионов рублей — именно эта сумма в 2004 году составляла объем инвестиций в экономику и социальную сферу района за счет всех источников финансирования — до 5,7 миллиарда рублей инвестиций в 2009 году.

В этих временных рамках власти района начали сотрудничество с бизнес­сообществом, успели создать стратегию развития района, поставили задачу — улучшить качество жизни каждого его жителя и стали лидерами по привлечению капиталов в области. В 2010 году инвестиционный портфель потяжелел в очередной раз и потянет на все шесть миллиардов. Но самое главное,  что люди поверили: здесь от «задуманного, запланированного» до «сделанного» не десятилетия проходят, а годы или месяцы, и перемены заметны глазу обычных людей, а не летописцев.

С деньгами-­то всякий сумеет…

И в кризис, и до кризиса многие руководители районов оправдывали наличие массы нерешенных проблем тем, что в бюджете «нет денег». А на нет, как говорится, ни суда нет, ни дорог, ни новостроек, ни новых рабочих мест и так далее. С такой логикой руководство Октябрьского района несколько лет назад не смирилось. Денег в бюджете, действительно, было мало, а хотелось сделать очень и очень много. Сидеть и ждать: даст или не даст область средства на то, чтобы решить проблемы жителей района, — перспектива хоть и обещающая личное спокойствие, но не гарантирующая благополучия. Ответ на вопрос: где взять деньги, известен давно — привлечь в район инвестиции. Этим и занялись, начали с разработки «Стратегии».

«Стратегия» — фактически комплекс принципиально новых задач по развитию территории. Ее внедрение превратило Октябрьский район в огромную строительную площадку, поскольку объемы инвестиций, как показали только последние два года, увеличились на 2,6 миллиарда рублей. При этом привлекались финансовые средства бюджетов всех уровней, предприятий, частных инвесторов и населения. К примеру, за прошедший год объем инвестиций из федерального бюджета составил 211,4 миллиона рублей, а из областного — 217,2 миллиона. Из районного бюджета и муниципального фонда местного развития на инвестиции было направлено 48,4 миллиона рублей. Прокладываются дороги, газопроводы, тянутся водоводы, благоустраиваются станицы и хутора. В «Октябрьской промышленной зоне», к которой подведены все коммуникации, вплоть до железнодорожной линии, инвесторы имеют уникальную возможность в короткие сроки открыть и успешно развивать собственное дело. Уже введен Маркинский кирпичный завод мощностью 78 миллионов штук кирпича в год. Около 300 человек получат работу на заводах по производству сэндвич­панелей, металлоконструкций и горячей оцинковки. Предполагается, что в нынешнем году общий объем инвестиций достигнет 6,2 миллиарда рублей. Но возможности района этим далеко не исчерпаны.

Тут, конечно, впору воскликнуть: «С такими деньжищами, с таким потоком инвестиций всякий сумеет район изменить до неузнаваемости». Только деньги­то в район привлечь надо, доказать предпринимателям, что они  запускают средства не в «черную дыру», из которой нет возврата, а в реальную экономику, и при этом не попадают в зависимость от чиновников.

— Мы своих инвесторов находим и буквально пестуем, создаем для их деятельности благоприятные условия, — говорит глава района Евгений Луганцев. — Создали в структуре администрации управление инвестиций и проектного сопровождения, сотрудники которого помогают бизнесменам преодолеть ведомственные барьеры при оформлении документации (здесь ведь задействованы не только районные власти), сократить сроки  прохождения через все инстанции. И мы понимаем, что должны сделать все, чтобы на каждый свой вложенный рубль они получили два. Тогда поток инвестиций не иссякнет, и мы будем интересны другим предпринимателям, крупным компаниям. Инвесторы дадут нам возможность решить проблемы жителей района, они — наша точка опоры.

ЛИН­менеджмент по-­русски

Несмотря на то, что Луганцев предпочитает иностранным терминам наши, отечественные, для понятия «ЛИН­менеджмент» он пока аналога в русском языке не нашел. ЛИН­менеджмент — это технология, управление через сознание человека. Идея эта возникла в результате изучения одного из секретов успеха жизни в современном мире, связанного с конвертацией межличностных отношений и связей в продукты. Мы когда­то это уже, помнится, проходили. В государственных магазинах на полках ничего не было, а в холодильниках граждан имелись дефицитные продукты. Можно сказать, этакий ЛИН­менеджмент по­русски. Но сегодня его осваивают в нижних эшелонах власти, именно те, кто ближе всего стоит к народу, чья жизнь и работа связаны с поддержанием большого количества контактов и умением эти нити связей превратить в реально работающие рычаги и механизмы. И новые русские чиновники из Октябрьского района мечтают о том, чтобы всем рядовым гражданам это понятие не было чуждо. Ведь чем больше людей будет вовлечено в реализацию стратегии развития, тем быстрее и с большим КПД пойдет дело. Но пока эта идея в умах граждан приживается с трудом, она — из области нереализованных. Не получилось потому, что в человеческой психологии заложено потребительское отношение к жизни: кто­то их должен заставить, кто­то им чем­то обязан.

— А ведь в мировой практике опыт ЛИН­менеджмента используется широко. Кстати, его уже освоили и у нас на НЭВЗе. Подходы прошлого века, когда результат зависит от наемного работника, в третьем тысячелетии себя не оправдал. Парт­нерство — во власти и в бизнесе — совсем иное дело. Мы хотим по всем нашим подразделениям – сельским администрациям — заинтересовать людей с тем, чтобы они вносили предложения по улучшению работы. И не потому, что их кто­то заставил, а потому, что они сами этого хотят, считают нужным. Будем создавать рабочие группы или комитеты, но с одним условием: руководителей там быть не должно. В этих группах будут свободно обсуждаться любые предложения, из которых и создадим Банк предложений. Возможно, часть из них сегодня кому­то покажется фантастикой, а через полгода станет более чем реальным проектом.

Не власти ради, а пользы для…

Чтобы власть в реальном времени могла реагировать на жалобы и запросы людей, решать их проблемы, оказывать материальную помощь, одних денег мало. Время, потерянное народом в очередях к чиновникам, работает против власти. В Октябрьском районе очень активно вводят электронное правительство. И вовсе не для того, чтобы кипы бумаг перенести на электронный носитель, а чтобы человек имел свободный доступ к информации, мог оперативно, без простаивания в очередях, без утомительных частых поездок в райцентр решать свои проблемы. На достижение этой цели направлены и программы, по которым проходят обучение работники аппарата. Для чего нужна социальная карта каждому жителю района? Для практического применения: власть должна каждого человека знать, чтобы вовремя ему помочь.

— Хотелось бы и мне самому чаще бывать в сельских поселениях, а получается, что из­за регламента работы администрации области у глав районов все дни заняты. Нужен хотя бы один свободный для решения вопросов на местах, — рассуждает Луганцев. — Очень много времени отнимают и запросы информации из областной администрации. Во­первых, у нас практически все, что необходимо, есть в электронном виде на сайте района: заходи и бери. Но если требуется получить информацию «вживую» от сотрудника, то нам очень хотелось бы знать: какое решение по вопросу принято, на что наша информация повлияла. А то получается, что от выдаваемой нами информации никакой отдачи.

Очень серьезная загвоздка, и о ней не раз писали, — перевод земель сельхозназначения в промышленные земли. К примеру, в Нижегородской области для этой процедуры требуется

5 согласований, в Ростовской области — 29. Из­за этого некоторые инвесторы уходят. Ведь до сих пор не принято решение по Октябрьской агропромышленной зоне. Есть схема генеральной планировки 1060 гектаров, которые разбиты по кварталам, по улицам, сюда уже зашли инвесторы, вложили средства. Фактически Октябрьская промышленная зона существует, а «де юре» — нет постановления о переводе этих 1060 гектаров из земель сельскохозяйственного назначения в земли промышленного использования.

Очень ждем мы поддержки нашей системе ландшафтного земледелия. В районе снижена арендная плата тем, кто посеял многолетние травы на землях фонда перераспределения. Но такие решения, по большому счету, должны приниматься на уровне области. Потому что «Стратегия» в отдельно взятом районе, как мы в этом уже убедились, обязательно упрется в тупик, если не будет развиваться параллельно или вслед за областью, если ей не будут соответствовать областные законы и решения. Надо думать, что такой тандем в скором будущем состоится у каждого района.