По чему судят о благополучии или, напротив, о неблагополучии в городе? Не будет ошибкой сказать, что надежным индикатором ситуации здесь выступает работа пассажирского транспорта.

Ученые на основании анализа его работы делают далеко идущие выводы, ну а простой люд и без всяких анализов чувствует на себе все достоинства и недостатки городской инфраструктуры.

Когда проблема городского пассажирского транспорта в Ростове обострялась день ото дня, многие из депутатов нынешней городской Думы пребывали в возрасте, который принято именовать нежным. И уж, конечно, никак не думали, что через какие-то полтора десятка лет им этими вопросами придется заниматься, что называется, вплотную. А получилось именно так: как раз нынешнему составу Думы выпало принимать рассчитанную на три года «Программу развития пассажирского транспорта и транспортной инфраструктуры в Ростове-на-Дону» и контролировать ход ее выполнения.

Не секрет, что транспортная проблема носит комплексный характер. Одним только механическим увеличением числа транспортных единиц ее не решить. Это и выбор оптимальных маршрутов: их числа и направлений. Это и умелое сочетание автобусного и электро­транспорта. Это качество дорожной сети. И это, наконец, безопасность перевозки пассажиров.

Последнее оказалось в центре внимания членов постоянной думской комиссии по промышленности, транспорту и связи далеко не случайно. Получилось так, что работа городской Думы этого созыва как раз совпала по времени с процессом обновления подвижного состава пассажирского транспорта. В город поступило более полутора сотен новых автобусов повышенной комфортности и отвечающих современным экологическим требованиям. Их надо было оперативно встроить в городскую транспортную сеть. Депутаты Гордумы — члены комиссии — приняли самое активное участие в этой работе. При их участии городские власти проводили регулярные проверки технического состояния пассажирского транспорта, организовали инвентаризацию остановок. Последнее было предпринято прежде всего для того, чтобы разнести остановки «больших» и «малых» автобусов — многоместных машин и «маршруток».

Вся эта работа, проведенная в тесном взаимодействии с ростовским управлением ГИБДД, тщательно анализировалась на заседаниях комиссии. В результате появлялись на свет рекомендации транспортным предприятиям. Так, по результатам изучения депутатами положения с повышением квалификации водителей и других кадров для АТП города комиссия, выразив озабоченность кадровым дефицитом на городском транспорте, рекомендовала АТП разработать перспективную производственно-образовательную программу. Причем нацелить эту программу нужно как на улучшение подготовки новых кадров в ПТУ и им подобных учебных заведениях, так и на организацию переподготовки уже имеющих опыт работников.

Что касается оптимизации маршрутной сети, то проблема эта потребовала от ростовских думцев экономических и статистических выкладок, а также организации социологических опросов с последующим анализом их результатов. И тут снова пришлось считать — в частности, пассажиропоток. А поскольку все эти данные в быстро развивающемся мегаполисе имеют свойство устаревать, такую работу приходилось проводить дважды в год. В результате сегодняшняя маршрутная сеть в Ростове в основном соответствует предъявляемым к ней требованиям. В частности, по такому показателю, как число пересадок. Для того, чтобы городской транспорт удовлетворял условиям комфортности, их должно быть не более двух. В Ростове сегодня среднее значение этого показателя равно 1,4. То есть нужное качество маршрутной сети в мегаполисе достигнуто, и теперь ее нужно совершенствовать. Над чем и работают сегодня депутаты городской Думы.

Совершенствуя транспортную сеть, они не могли не прийти к мысли о необходимости структурных перемен в системе городского пассажирского транспорта. В частности, о возвращении на место одного из перевозчиков — электротранспорта. И прежде всего троллейбуса. Лет сорок назад троллейбусы составляли ядро ростовского пассажирского транспорта. Со временем их вместе с трамваем серьезно потеснили автобусы. Однако принесли с собой и крупные проблемы экологического плана. И надо отдать должное ростовским думцам: они одними из первых увидели эти проблемы и указали на них исполнительной власти. В результате в последние 5 — 8 лет наблюдается своего рода возрождение электротранспорта. Вопросы, связанные с этим процессом, четырежды обсуждались депутатами городской Думы. О том, что обсуждения эти оказались эффективными, свидетельствует хотя бы динамика роста перевозок трамваями в городе. Что косвенно указывает и на улучшение качества таких перевозок, и на количественный рост подвижного состава. Так, если в 2006 году трамваи перевезли более 11450 человек, то к 2009 году этот показатель превысил 12331, а к началу текущего года достиг 12564,7. Налицо рост — пусть и не резкий, но постоянный и неуклонный…

Способствовал росту перевозок и активно проводимый социальный курс городской власти. А закладываются его основы именно в стенах ростовской Думы. Взвешенная политика предоставления льгот не раз становилась объектом самого пристального внимания депутатов. В результате более 65% пользующихся трамваем горожан имеют право на льготный проезд.

Учитывая социальную значимость электротранспорта и его положительное влияние на состояние городской среды, депутаты Гордумы при принятии Генплана Ростова до 2025 года уделили особое внимание развитию сети троллейбусных и трамвайных маршрутов в увязке с маршрутной сетью автобусов внутригородского и пригородного сообщений.

В обозримом будущем троллейбусы пойдут в кварталы нынешних городских новостроек. И прежде всего — в новый Левенцовский жилой массив. А в перспективе — Кумженский жилой район на юго-западе, улица Вавилова, район Ростовского моря — на севере, новый Восточный автовокзал, куда электротранспорт пойдет из Александровки…

Таковы планы. Быстро меняющаяся реальность, разумеется, внесет в них коррективы. Но курс на транспортное благополучие миллионной южной столицы, заложенный городской Думой четвертого созыва, останется неизменным.

С. КАРПОВ