В России, взявшей курс на модернизацию, Интернет становится нормой жизни — и для граждан, и для власти. О том, насколько это упрощает или, напротив, осложняет работу органов государственного управления, мы беседуем с председателем Государственной думы Борисом Грызловым.

— Борис Вячеславович, Государственная дума одна из первых среди органов государственной власти вышла в Интернет. Как это отразилось на ее работе?

— Работы стало больше. Только с начала года в приемную Думы поступило около шести тысяч электронных обращений. И как то предписывает закон, ни одно из них не осталось без ответа. Наш официальный сайт входит в десятку самых посещаемых сайтов государственных органов. В 2009 году к нему за информацией обратились два с половиной миллиона пользователей. С помощью сайта Государственной думы можно заранее узнать о мероприятиях, которые намечено провести, изучить внесенные законопроекты, отследить их прохождение, посмотреть прямую трансляцию пленарного заседания. У нас есть практика проведения парламентских слушаний в режиме видеотрансляции. Такой режим позволяет экономить на авиабилетах и гостиницах, и в таких слушаниях участвует больше экспертов из большего числа регионов.

По инициативе Государственной думы создана Ассамблея российских законодателей, призванная объединить усилия федеральных и региональных депутатов в законотворчестве, наладить взаимодействие Государственной думы и региональных парламентов в режиме реального времени. Ассамблея будет работать в системе электронного документооборота. Технические возможности есть, и здесь мы можем подать пример всем другим органам власти, фактически создав «электронный парламент» не только на федеральном уровне, но и с подключением законодательных органов субъектов Федерации.

— Как Вы относитесь к идее всенародного обсуждения законопроектов?

— Положительно. Надо больше слушать людей. Опыт подключения пользователей Интернета к ведущемуся обсуждению законопроекта о полиции убеждает: потребность в таком обсуждении есть и у власти, и у общества, оно, обсуждение, может принести реальную пользу.

На мой взгляд, в Государственной думе имеет смысл ввести практику проведения парламентских слушаний с помощью Интернета. Это даст возможность каждому гражданину и избирателю высказать свои замечания и предложения по конкретной теме и по конкретному законопроекту еще до того, как его концепция будет одобрена палатой, то есть до первого чтения. Я за максимально четкую проработку законопроекта еще на начальной стадии. Широкое общественное обсуждение перед первым чтением будет этому способствовать.

— А при подготовке законопроекта ко второму чтению такое обсуждение уже нецелесообразно?

— Доработка законопроекта — формулирование поправок, оттачивание юридических терминов — это уже дело профессионалов. Тут — это мое личное мнение — интернет­вече, как минимум, не принесет пользы.

— На Ваш взгляд, развивая идею электронного парламента, следует ли пойти дальше и наделить граждан правом электронной законодательной инициативы?

— Субъекты права законодательной инициативы определены Конституцией. Думаю, расширять список нет смысла. Написать закон очень не просто. Здесь особенно важны формулировки. Они не должны противоречить действующему законодательству либо «повисать в воздухе», не опираясь на существующую правовую конструкцию. В Государственной думе работает целое Правовое управление, аналогичные структуры есть и в правительстве, и в администрации президента, а в распоряжении граждан такого ресурса просто нет. Но есть депутаты, которых они избрали и которые взяли на себя обязанность выполнять наказы, опираясь на все управленческие ресурсы государства.

— Рядовому избирателю порой бывает не так просто достучаться до депутата, а многие даже и не знают, кто их депутат…

— Этому не должно быть ни объяснения, ни оправдания. Такую порочную практику надо менять. Просто надо работать с людьми. Опять же, надо активнее использовать современные технологии. В идеале у каждого депутата должна быть своя интернет­приемная, куда смогут обращаться избиратели, а депутаты смогут в режиме онлайн отчитываться о своей работе. Это позволит активизировать общение депутатов с избирателями, ускорить решение возникающих вопросов, повысить ответственность и компетентность помощников. Если люди будут видеть, что власть — в особенности на местах — их слушает и слышит, они будут активнее участвовать в модернизации государства.