Что бы там ни говорили, а Ростов среди других территорий области имеет особый статус. Он не только центр Донского края, но и столица федерального округа. И — один из 13 российских мегаполисов. Оттого и достижения у него соответствующих масштабов, и потенциал впечатляющий.

И проблемы во многом носят общий для всех городов­миллионников характер. Другое дело, что решаются они не всегда по лучшим образцам.

В ходе встречи губернатора Василия Голубева и городского актива в Ростовской мэрии был поднят целый ряд больных тем: транспорт и ЖКХ, образование (особенно дошкольное) и состояние социально­культурной сферы, территориальное планирование, жилищное строительство и обманутые дольщики, структура доходов бюджета и экономические позиции Ростова…

Как ни неприятно это сегодня сознавать, но по большинству экономических показателей Ростов среди других мегаполисов представляется типичным середнячком. По индексу промышленного производства занимает 9­-е место, по темпам роста в строительстве он только десятый, по уровню заработной платы находится на 5-­м месте. И ситуация не изменится, пока для того не будут созданы объективные условия. А условия эти, по мнению губернатора, возникнут, только если обеспечить опережающее  развитие экономики и социальной сферы за счет привлечения сюда  инвестиций. Вот она, болевая точка: итоги социально­экономического развития  Ростова в I полугодии свидетельствуют о том, что инвестиционный спад, начавшийся еще год назад, до сих пор не преодолен.

Мало называться мегаполисом, надо еще и соответствовать этому статусу. Да, в последние годы южная столица развивалась по алгоритму городов­миллионников. Здесь намечали создание современных градоформирующих комплексов, много говорили о планировании Ростовской городской агломерации — так называемого Большого Ростова. Но механизмов  реализации градостроительной политики, единой для всех муниципалитетов, из которых должна сложиться агломерация, пока не создано. Не решены и многие вопросы правового регулирования и развития инженерно­транспортной инфраструктуры.

800 с лишним тысяч квадратных метров жилья, намеченных к сдаче в этом году, свидетельствуют о мощном строительном потенциале Ростова. Но какова структура вводимых площадей? Едва ли не на две трети она состоит из индивидуального жилья. В то же время доля строительства многоквартирного жилья предприятиями и организациями города сократилась с 29% в 2009 году до 12% в текущем. За 7 месяцев этого годовая программа по вводу жилья выполнена на 50%.

По мнению губернатора, срочно надо ликвидировать дефицит жилья эконом­класса.

— Уже в будущем году такое жилье должно быть…

Характерно, что там, где приоритет отдается социальному жилью, проблема обманутых дольщиков не возникает. Для Ростова же она сегодня с  каждым днем становится все более актуальной. Разумеется, городские власти ею занимаются, и, как заметил, первый заместитель мэра Владимир Киргинцев, в настоящее время практически по всем проблемным, домам определены способы и мероприятия по завершению их строительства, а также сроки их реализации. Но проблема, помимо социального, носит и политический характер, и успокаиваться нельзя. Даже решив ее, надо думать о том, как не допустить условий, способствующих ее новому появлению.

Примерно то же можно сказать и о таких задачах, как жилье для ветеранов и для детей­сирот. Пусть эти категории ростовчан и немногочисленны, каждый сбой здесь вызывает сильный негативный резонанс в городском сообществе. Без всякого преувеличения: деятельность власти оценивается именно по решению таких задач.

По образному выражению В. Голубева, «показатель работы транспорта — это показатель работы власти».

— Работа транспорта Ростова направлена на получение прибыли, а надо, чтобы она работала на интересы жителей города…

В. Голубев обратил внимание и на медленное обновление подвижного состава городского транспорта, и на растущее число уличных пробок, и на почти полное отсутствие автостоянок и парковок.

Даже ввод в строй нового моста через Дон, даже строительство метро не станут панацеей – тем более что появление метро пока еще дело достаточно отдаленного будущего. Строительство и реконструкция дорог должны, как минимум, подкрепляться рациональной организацией движения.

Очевидно, что таким же должен быть подход и к решению весьма болезненных проблем жилищно­коммунальной сферы. Надо, наконец, понять, почему при всех победных реляциях «Водоканала»,  при всех вложениях в эту сферу износ разводящих сетей как составлял 70 с лишним процентов, так и составляет. Предстоит разобраться в весьма запутанных взаимоотношениях теплоснабжающих организаций и поставщиков энергоносителей. В канун отопительного сезона это, что называется, чревато… В любом случае недопустимо повторение ситуации, при которой более 5 тыс. ростовчан, приживающих в микрорайоне «Сельмаш», из-­за тяжбы между «Теплокоммунэнерго» и «Ростсельмашэнерго» два месяца оставались без горячей воды. Ее подали только после вмешательства антимонопольщиков. И только для того, чтобы через пару­тройку дней «Ростсельмашэнерго» вновь отключило горячую воду «для проведения регламентных работ».

— Это вызывает справедливое возмущение жителей города неэффективной деятельностью органов власти, ­заметил в этой связи губернатор. — Прошу  срочно навести порядок и доложить мне лично.

Микрорайон «Сельмаш», наверняка, вспомнился многим присутствовавшим на встрече и когда В. Голубев затронул такую вроде бы частную тему, как обеспеченность города библиотеками. Пришла на память история двухгодичной давности с закрытием старейшей в Ростове библиотеки Дворца культуры «Ростсельмаш», сопровождавшейся, по существу, уничтожением ее книжного фонда. Об этом печальном эпизоде в свое время рассказывала наша газета, и вот теперь, выступая на встрече в Ростовской мэрии, губернатор поддержал сделанные нами тогда выводы:

— В городе с населением более миллиона человек  работает лишь 41 библиотека при нормативе 105…

Писали мы и о незавидной судьбе Центральной городской библиотеки и той некрасивой истории, что  связана со зданием, в котором она в свое время располагалась. И вот теперь губернатор констатировал:

— Центральная городская библиотека имени Горького не имеет помещения, отвечающего современным требованиям предоставления библиотечных услуг… ­и вспомнил в этой связи, как остро прозвучала библиотечная тема на последнем заседании Госсовета.

Как видим, критических стрел в адрес городских властей губернатор не пожалел. У кого­то даже сомнения закрались: уж не добивается ли глава области смены руководства южной столицы? В. Голубев поспешил эти сомнения развеять:

— Мэр избран вновь совсем недавно, существует законодательство по этому поводу, которое определяет решение таких вопросов, поэтому все разговоры на данную тему — это просто слухи…

Что верно, то верно: кадровая чехарда — не лучший способ решения проблем Ростова. Тем более что имеются достаточно четкие перспективы его развития. А это значит, что все это время городские власти сложа руки не сидели. По убеждению губернатора, Ростов располагает огромным потенциалом для дальнейшего развития. Он может и должен стать образцом для муниципальных образований области как в экономике, так и в социальной сфере. Вот для этого и стоит потрудиться муниципалитету, деловым кругам, всему городскому сообществу.