
Очевидно, что главным вопросом прошедшего вчера заседания донского Законодательного собрания стало принятие бюджета области на 2011 год. Вокруг этого развернулись настоящие словесные баталии.
Столкнулись не только депутатские амбиции. В конфликт вступили различные по своей сути подходы к формированию главного финансового документа области, противоположные взгляды на роль и значение бюджета.
Да что там! парламентские фракции не смогли сойтись даже в определении характера бюджета. Как назвать его? Бюджетом выживания, как в кризис?
Надо сказать, бюджетные страсти вспыхнули еще задолго до пленарного заседания. В ходе доработки бюджета после первого чтения внести поправки в него предложил 41 депутат. А само число поправок подобралось к четырем сотням. Свои поправки и дополнения предложили и некоторые территории. Значительная часть поправок касалась расходной части. Законопроектом она была предложена в размере без малого 87 млрд. рублей миллиардов на пять меньше прошлогоднего. При этом доходы как были на уровне 83 с небольшим миллиардов в прежнем бюджете, так и должны остаться на этом уровне в бюджете новом.
Такие достаточно сложные взаимосвязи между расходной и доходной частями, между действующим и предлагаемым бюджетами и побудили оппозицию отказать законопроекту в прогрессивности и, соответственно в поддержке.
Этот бюджет ни в коем случае нельзя называть бюджетом развития, поскольку расходы в нем не только не растут, но и даже должны быть сокращены при практически остающейся неизменной доходной части Такова оказалась консолидированная точка зрения депутатов от компартии. Ее с теми или иными вариациями озвучили члены фракции а слово взял практически каждый. Коммунистам не понравилось не только то, что в вынесенном на окончательное чтение варианте проекта бюджета не учтены многие их предложения по увеличению расходов. Они указали также на игнорирование точки зрения председателей ряда комитетов и рядовых депутатов донского парламента.
И все бы хорошо, если бы большинство резонов ораторов от оппозиции не разбивались о хрестоматийное нашенское «где деньги, Зин?». Согласимся, что помыслы тех, кто настаивал на увеличении доходной части, чисты и высоки, как горные вершины. Однако, как заметил депутат Д. Станиславов, сегодня мы по выполнению бюджетных обязательств и без того находимся в критической зоне. И без поиска источников наполнения доходной части нечего и думать о том, чтобы еще дальше множить статьи расходов. Сопоставлять свои благие намерения с финансовыми возможностями общества призвала парламентариев и председатель комитета по бюджету, налогам и собственности Н. Стаценко. А председатель Законодательного собрания области В. Дерябкин предостерег коллег от конфронтации с исполнительной властью, которая, по мнению ряда депутатов, «зажимает» расходы:
Нельзя же пихать в бюджет все, что хочется! Мы просто утонем в необеспеченных расходах. Так что не надо популистских обвинений в адрес исполнительной власти
Однако «скорбный труд» многих наших избранников пропасть не должен. Губернатор области В. Голубев пообещал, что депутатские предложения, направленные на рост финансирования целого ряда направлений, забыты не будут. И при первом же удобном случае к ним вернутся. Но при одном условии:
Нужно как можно больше заработать самим Другого варианта для нас с вами не существует
Звонкой фразой, считает губернатор, можно увлечь только раз. Но потом, обманувшись в своих ожиданиях, люди отвернутся от того, кто сулит им блага, не заботясь об их обеспечении:
Вопрос в том, насколько прозвучавшие здесь предложения продуманы и соизмеримы с нашими возможностями
С принятием бюджета 2011 года в очередной раз разрешился в донском парламенте вечный спор между реальной, но скромной действительностью и впечатляющими, но, увы, плохо обоснованными популистскими устремлениями. Ну а как называть предложенный депутатскому вниманию бюджет дело второе. Несмотря на внешне скромные параметры, его вполне можно считать первым уверенным, хотя и скромным послекризисным шагом. А с такого шага, как правило, начинаются все дальнейшие впечатляющие рывки.
Дело лишь во времени и в терпении. Ну и, прежде всего, в желании и умении работать.

