В Волошинском сельском поселении Родионово­-Несветайского района глава свою работу начал с внимательного чтения нормативных документов. И оказалось, что это — верный путь к тому, чтобы трудностей у местной власти стало заметно меньше…

Не так давно на имя главы Волошинского сельского поселения Родионово­Несветайского района Василия Кугута поступило из районной прокуратуры представление. В нем глава обязывался устранить нарушения, выявленные при проверке дорожного хозяйства поселения. Перечислялись эти самые нарушения: администрацией поселения не зарегистрировано право собственности на автодороги, расположенные в границах населенных пунктов, отсутствие у дорог идентификационных номеров, неудовлетворительный контроль за их техническим состоянием.

Грозный документ этот заставил главу поселения и его подчиненных более пристально и критически взглянуть на повседневную практику, связанную со строительством и, особенно, с эксплуатацией автодорог. Глава муниципалитета начал с того, что внимательно проштудировал те законы и другие нормативные акты, на нарушения которых ему указывалось в представлении районной прокуратуры. Посмотрел на них и прокурорский документ свежим взглядом. И случилось почти что чудо: чеканные формулировки последнего под этим взглядом резко потеряли убедительность.

Все решила одна маленькая деталь. В прокурорском представлении говорилось о внутрипоселковых дорогах, состоящих на балансе администрации поселения. Курсив здесь применен не случайно, потому что дотошное изучение соответствующей законодательной базы убедило Кугута: подобной категории нет ни в одном нормативном документе. В частности, правила классификации российских автодорог к собственности поселений относят автодороги общего и необщего пользования в границах населенных пунктов, входящих в поселение. Ни о каких внутрипоселковых дорогах там и речи нет, потому не существует самой такой категории. Есть дороги федеральные, межобластные, межмуниципальные — и все.

Получается, неправильные претензии выставляет прокуратура? В самом деле: разве требует какой­то специальной идентификации поселковая улица, и без того имеющая наименование и занесенная в соответствии с требованиями Строительных норм и правил в реестр муниципальной собственности? Ее наименование, если хотите, и заменяет пресловутый идентификационный номер. Более того: муниципалитет вправе устанавливать режим проезда по данной улице в зависимости от состояния ее проезжей части. Что волошинские власти, кстати говоря, регулярно делают и что позволяет  им сохранять поселковые «магистрали» в более или менее приличном состоянии.

Помимо правовой, не менее важна и финансовая сторона вопроса. Ведь если держаться за юридически некорректную формулировку «внутрипоселковая дорога», то финансирования ее содержания  можно и не дождаться. Не предусмотрено оно никакими межбюджетными отношениями. Да и в бюджете поселения — сами понимаете, далеко не избыточном — оно, естественно, не предусмотрено. Тогда как на содержание улиц соответствующие расходные статьи имеются и в поселковом, и в муниципальном бюджете. Да еще и на помощь из области рассчитывать можно…

Вот что получается, если, что называется, незамыленным глазом и без излишнего пиетета взглянуть на букву закона. Для руководителей поселений, которым сегодня, прямо скажем, не до жиру, быть бы живу, это особенно важно. Наверное, оттого глава Волошинского сельского поселения В. Кугут с самого начала взял за правило просчитывать каждое свое решение и определять цену каждой статьи нормативного акта. Приучился во время обучения по Президентской программе подготовки управленческих кадров. Пока в корпусе глав территорий таких у нас мало, но это, без всякого преувеличения, муниципальные руководители завтрашнего дня, своего рода, авангард. Ну а что касается Василия Александровича Кугута, то он, по его собственным словам, пытается построить капитализм в отдельно взятом поселении. Оттого и начинает со скрупулезного прочтения нормативных документов. Ведь за каждой строкой их — деньги и люди.

P.S. Странно, что при всей его кажущейся ясности, вопрос о дорогах, проходящих в пределах населенных пунктов, в процессе дискуссий в разных инстанциях только усложнился. Даже в правовом управлении донского парламента, куда обратился глава Волошинского сельского поселения, предпочли стать на точку зрения прокуратуры. Разве что термином «внутрипоселковые дороги» не стали оперировать. Так что, думается, на проблему придется взглянуть шире.