«Нет полномочий» — самый популярный ответ, который слышат от чиновников жильцы на свои многочисленные жалобы. О том, насколько существующая законодательная база позволяет местным властям регулировать отношения жителей и управляющих организаций, беседуем с заместителем председателя Законодательного собрания Ростовской области Евгением ШЕПЕЛЕВЫМ.

— Евгений Михайлович, сейчас очень «модно» объяснять законодательными пробелами невозможность хоть как-либо повлиять на работу организаций, управляющих многоквартирными домами. Насколько в данный момент это соответствует действительности?

— К сожалению, в ряде случаев это так. К примеру, нет четко прописанного механизма смены управляющей компании. Так, первые итоги работы межведомственной комиссии по проведению аудита платежей ЖКУ показали: 80% договоров между управляющей компанией и жильцами нарушают Жилищный кодекс РФ и ФЗ «О защите прав потребителей» и, следовательно, не имеют юридической силы. Логично предположить, что за такое отношение управляющие компании необходимо лишать лицензии. Однако на деле сделать это со стороны администрации практически невозможно. Единственный ныне законный способ смены управляющей организации — решение общего собрания собственников. Однако и в этом случае процесс обычно длится больше полугода и решается только через суд. А после — еще столько же идет передача документации на дом, подчас исключительно с помощью судебных приставов.

Еще одна насущная проблема — контроль за соблюдением управляющими организациями стандарта раскрытия информации, в том числе — подробностей формирования тарифа на жилищно-коммунальные услуги. Сейчас этот вопрос покрыт пеленой таинственности. Вот «Справочник жилищных хозяйств и бытового обслуживания граждан России» за 2010 год, статья «Объем платных жилищно-коммунальных услуг населению по регионам». В Ростовской области в 2000 году граждане платили 2,9 миллиарда рублей, а в 2009-м — 35 миллиардов. Если у нас прописано ежегодное 15%-ное повышения тарифов, то за 9 лет стоимость оплаты ЖКУ должна была бы увеличится лишь в 1,35 раза. Но статистика показывает: люди стали платить в десять раз больше! Откуда такая огромнейшая разница и куда идут эти деньги, если ситуация в ЖКХ лишь ухудшается? Ответ на этот вопрос возможен лишь при абсолютной прозрачности тарифообразования. В том числе, и по начислению общедомовых потерь — это беда горожан всей области.

И самое главное, нет существенной административной ответственности руководителей управляющих организаций за невыполнение требований действующего законодательства. Даже судебные разбирательства оканчиваются для УК штрафами в 5-10 тысяч рублей. Знай управленец, что свое наплевательское отношение к обязанностям он оплатит полумиллионом, был бы порасторопнее.

— Есть ли возможность на областном уровне восполнить эти законодательные пробелы?

— К сожалению, это не районные или областные проблемы, а общероссийские. Такая задача должна решаться исключительно на федеральном уровне. Необходимые обращения к нашим коллегам в Государственную Думу в данный момент подготовлены и будут утверждены на ближайшем заседании Законодательного собрания РО.

— Но решение этих задач – вопрос даже не пары месяцев… Как жителям бороться с управленцами до этого?

— С помощью чиновников. Я настаиваю: многие вопросы ЖКХ можно решить с помощью местных администраций и муниципалитетов. Что мешает районной администрации, например, создать по принципу работы губернаторской комиссии по аудиту ЖКУ рабочую группу и вместе с жилищными инспекторами и жильцами выявлять нарушения?

— Но насколько полномочны местные органы власти влиять на работу управляющих организаций?

— Знакомый мотив: «Это юридическое лицо, и мы не имеем права его контролировать». А почему тогда я имею право на это? В Советском районе Ростова, который как депутат представляю, я собираю глав УК и говорю: «Вот новый областной закон, ему необходимо соответствовать. Я вам разъясню все тонкости, но и буду отслеживать выполнение того, что там написано». То есть напрямую как депутат округа по заявлению жильцов работаю с управляющими компаниями. Спрашиваю: чем нужно помочь, чтобы вы выполнили свои обязательства перед жильцами? Иногда управленцев нужно просто состыковать с руководством местного водоканала или энергосбыта или усадить их за один стол с жильцами. А иногда переслать их отписки в прокуратуру и жилищную инспекцию, а потом держать на депутатском контроле ситуацию…

Это — ручная работа по каждому заявлению: организовывать, согласовывать, отслеживать результаты. В крайнем случае — обращаться в суд в защиту жильцов. И требует она от чиновника любого ранга исключительно желания решать проблемы людей — полномочий для этого хватает.

— Почему, на ваш взгляд, такая ситуация вообще сложилась?

— Большинство этих «юридических лиц» произошли от муниципальной службы ЖКХ. Это те самые ЖЭУ, которые просто поменяли вывеску, оставив прежним отношение к своей работе. Но сам принцип работы такой организации изменился: уже не из бюджета деньги получают — жители им зарплату платят! И должен управленец теперь низко кланяться и спрашивать: «А чем вам еще помочь?». Если текущее содержание жилья не покрывает все работы, он должен не отвечать: «Денег нет», а разъяснять жителям и предлагать выход: терпеть или скинуться и сменить проводку. Это и называется «управление». Но этого не происходит. Напротив, вместо защиты интересов жильцов УК решают за их счет свои проблемы, начисляют полученные штрафы в квитанции. Тут снова есть место для работы местной администрации: не только ругать, но и помочь управляющим организациям найти и обучить надежных и грамотных сотрудников.

— Что делать в этом случае жильцам?

— Быть более активными. Не рассуждать: «Зачем мне собрание жильцов: тепло есть, крыша не течет», а осознать: сегодня вы — хозяева, вы платите зарплату управленцам. Зачем вы оказываете «спонсорскую помощь» по 1000-2000 рублей в месяц просто так? За эти деньги нужно потребовать «чек» — отчет от УК на общем собрании жильцов и сверить каждую копеечку, как в магазине. Опять же, все это уже прописано в существующем законодательстве. И снова — все это требует помощи со стороны местных властей: помочь инициативной группе найти место для сбора, может быть, лично поприсутствовать на этом собрании в качестве третейского судьи. То есть помощь сугубо организаторская, не требующая разрешения в виде отдельного закона. Например, заинтересовать жильцов прий­ти на собрание, сказав: «На повестке дня — вопрос оплаты тарифов» — тогда все придут.

Сейчас у жителей Ростовской области есть еще один способ для «ручного» разрешения своих жилищно-коммунальных проблем — пригласить к себе в дом губернаторскую комиссию, которая будет работать в области до сентября. Для этого стоит написать заявление на имя губернатора, а в письме — описать конкретные недостатки УК и примеры нарушений.