На интервью первый заместитель председателя донского парламента Николай Федорович Беляев пришел еще не остывшим после полемики на заседании фракции коммунистов. И разговор наш о законотворчестве, вполне естественно, начался с того, какие цели должны ставить перед собой законодатели. Беляев убежден: за конкретные вопросы браться надо. И ясно представлять себе, зачем ты их поднимаешь.

— Надо знать, что изменится в результате принятия того или иного законопроекта. Время отвлеченных фраз прошло, но почему­то наши коллеги­коммунисты никак не желают понять это. Всё у них «в общем», все в планетарном масштабе. Если критикуют, то всё чохом. Призывают — так не иначе как к мировой революции. Складывается порой впечатление, что происходящие у нас в области процессы им мало интересны…

— А что требуется сегодня от законодателей?

— Принятые законы должны, прежде всего, работать на благо людей. Должны обязательно менять ситуацию к лучшему. Вспоминаю 1999 год. После дефолта прошло всего ничего. Казалось бы, экономика, банковская сфера — все лежало в руинах. Но ведь именно тогда донской хозяйственный комплекс сумел сделать первый важный шаг вперед. Шаг, после которого началось наше ускоренное движение вперед. Помогла продуманная политика законодателей. Ряд нормативно­правовых актов, принятых Законодательным собранием, позволил облегчить налоговое бремя крупных предприятий (их было тогда 32). А те взамен обязались не увольнять людей и исправно платить им зарплату. В итоге мы сохранили  предприятия и избежали социального взрыва. И в результате область получила налоги работающих предприятий. Эти 32 предприятия в 1999 году выстояли, а на следующий год число работающих производств увеличилось почти что втрое.

— Это был, если можно так выразиться, «скоропомощной» этап в деятельности наших законодателей. Позже наступила пора приведения местной нормативно­правовой базы в соответствие с федеральной. А что сейчас выходит на передний план?

— Возможно, я несколько усилю акцент на то, что мне, как депутату, возглавляющему аграрный комитет, наиболее близко положение селян. Нормальным его назвать никак нельзя. По донским сельхозтоваропроизводителям больно ударило  почти годовое эмбарго на экспорт зерна. Усугубил ситуацию рывок цен на горючее. Сегодня ножницы между ценой зерна и ценой бензина разведены до немыслимых пределов. Ситуацию загнали на федеральном уровне, там и надо начинать распутывать завязанные в прошлые годы узлы.

— Но ведь и донские законодатели могут предпринять какие-­то шаги?

— Могут. И уже предпринимают. Принятые в области законы «О плодородии почвы», «Об использовании земель сельскохозяйственного назначения» позволили прекратить хищническую эксплуатацию земли, вернуть в хозяйства такие базовые понятия, как севооборт. Пришлось на законодательном уровне регулировать даже долю подсолнечника в общей массе выращиваемых культур, напоминать аграриям о требованиях агротехники. Ведь до дикости доходило, когда в погоне за прибылью засевалось этой истощающей почву культурой до половины всех площадей. Думали только о сиюминутной выгоде,  совершенно забывая, что через пару лет эта измученная земля не будет давать ничего…

Разрабатывая такие законы, депутаты как раз шли от жизни, от реальности. На законодательном уровне было подтверждено: те хозяйства и предприятия АПК, где будет строго выдерживаться научная система земледелия, вправе рассчитывать на получение государственной финансовой поддержки. И то, что донское село сумело выдержать сначала удар кризиса, потом — прошлогоднюю засуху, стало лучшим подтверждением пользы и жизнеспособности принятых законов.

— Но ведь агропромышленный комплекс не только растениеводство в себя включает…

— Такого же солидного законодательного обеспечения требует и развитие животноводства — второй мощной составляющей донского АПК.  Однако и уже принятых законов достаточно для того, чтобы двинуть эту отрасль вперед. Ведь животноводство немыслимо без кормов, а их выращивают на земле…

Здесь другой вопрос. Развитие отрасли упирается в низкие закупочные цены на продукцию животноводов. Значит, нуждается в пересмотре вся аграрно­экономическая политика, во всех ее звеньях. Начиная от земледелия и заканчивая переработкой, все еще остающейся узким местом. Сами понимаете, работа сложнейшая. Тут даже сразу не скажешь: примем такие­то и такие­то законы — все пойдет как по маслу… Надо идти от жизни. Вот поэтому депутаты и, в частности члены нашего парламентского комитета, и выезжают на места, в хозяйства. Последний такой выезд у нас состоялся в Неклиновский район, в передовое хозяйство СПК «60 лет Октября». Там я и мои коллеги приняли участие в совещании, проведенном Зерновым союзом. Помимо чисто хлеборобских проблем, поднимались там и вопросы развития животноводства. В частности, производства молока. И я скажу вам: информацию к размышлению мы получили хорошую. Главное, еще раз убедились: с умом, без популистских и административных замашек принятые законы способны и мысли сельских хозяев направить в нужное русло, и их действия.

— Ну да, как флажки на трассе регулируют движение лыжника…

— Можно и так сказать. Если же вернуться к животноводству, то нельзя не вспомнить о таком биче, как африканская чума свиней. Она практически выкосила донское свиноводство. Но пытаться поднять его, не имея обновленного рамочного областного закона «О ветеринарии», — напрасный труд. Поэтому сегодня в комитетах донского парламента идет усиленная работа над выпуском такого законопроекта. Рассчитываем закончить еще до конца года. Закон необходим не только свиноводству, но и птицеводству, по которому в свое время ударил птичий грипп. Да и другим направлениям необходим — мало ли какая ситуация может сложиться  и там? Исключать ничего нельзя. Но не станешь же по случаю каждой хвори выпускать свой закон? Это не тот путь. Нужно принять один, но такой, чтобы позволил нам не просто бороться с теми же эпизоотиями, но и успешно предотвращать их.

— Но принять правильный закон — это только начало дела…

— Конечно. Главное, чтобы такой закон эффективно работал. А для этого нужен надежный рабочий контакт с органами местного самоуправления. Ведь законы исполняются на местах. Как организована эта работа? Тут все зависит от специалистов муниципалитетов, от их подготовки. Организовать такую подготовку — это уже наша забота. Только в начале года через организованную специалистами Законодательного собрания совместно с минсельхозпродом области систему семинаров по переподготовке кадров муниципальных сельхозуправлений прошло более двух тысяч человек. Впрочем, не только муниципальных чиновников это коснулось: в Новочеркасске, где проходили семинары, побывали и агрономы, и фермеры.

Эта подготовка — не просто благотворительный ликбез. Сегодня по примеру передовых стран мы хотим сделать ее обязательным этапом, без прохождения которого невозможно получить лицензию на занятие хозяйственной деятельностью в системе АПК. Без нее во многих странах кредитов не дают. Хочешь стать сельским предпринимателем — докажи, что ты специалист в этом направлении. Это не то, что просто взять и объявить себя фермером…

— Так, может, есть смысл законодательно оформить требования к тем, кто желает заниматься сельским хозяйством? Что­то принять на областном уровне, с чем выйти в порядке законодательной инициативы на Госдуму?

— Мы таким путем и идем. Пространство для законодательного регулирования все еще остается обширным. Чего вы хотите? Новой России только двадцать лет, и для того, чтобы  созданная система нормально функционировала, требуется принять 6­6,5 тыс. только федеральных законов. Сейчас хорошо если две трети имеется… А есть еще региональный, муниципальный уровни…

— Что еще имеется в портфеле донского парламента?

— Это, прежде всего, предложения по поправкам в «Водный кодекс Российской Федерации». Вышли с инициативой изменить его 11­ю статью —  с целью обеспечить бесплатный забор воды для рыборазводящих хозяйств.  С прошлого года такой водозабор стал не просто платным: у хозяйств на оплату его уходит до трети всего дохода. Что развитию рыбоводства, конечно, не способствует. Выступал в Госдуме с обоснованием этой нашей инициативы. Похоже, встретил понимание.

Стоит отметить и наши предложения по изменению статьи 65 Водного кодекса, предусматривающие ответственность за распашку в прибрежной защитной полосе рек и близ оврагов и даже полный ее запрет. Это серьезное нарушение, влияющее на состояние почв и экологию.

И еще одну статью предлагаем изменить. Речь идет о статье 25. Наши предложения предусматривают законодательное закрепление за муниципалитетами полномочий по участию в осуществлении мер по охране водных объектов, находящихся в федеральной собственности. Тех же прудов на территориях городов и районов. Поддерживать их в должном состоянии местные власти не в силах. Нет на то денег, да и прав тоже нет. Наши поправки позволят устранить эту нестыковку. Кстати, именно с такой ситуацией я столкнулся, побывав недавно в одном из поселений Чертковского района. Глава и рада бы почистить имеющиеся на территории пруды, и деньги на то есть. Но нельзя — обвинят в нецелевом расходовании муниципальных денег.

— То есть и эти инициативы продиктованы жизнью, ее требованиями и реалиями?

— А иначе и быть не должно.