Жилищно-коммунальное хозяйство Ростовской области: что имеем мы в этой сфере сейчас и что ждет нас в перспективе? Об этом — в интервью заместителя председателя Законодательного собрания Ростовской области Евгения Шепелева.

— До 2004 года в сфере ЖКХ работали планово-административные методы. А 1 марта 2005 года вступил в силу Жилищный Кодекс РФ. Он определил формы управления многоквартирными домами. Одной из них стали управляющие компании. Все они в основном создавались на базе ЖЭУ. А люди даже не поняли, зачем и что именно поменялось. Ведь по закону должно было произойти следующее: управляющая компания должна была провести собрание в каждом доме, находящемся у нее в управлении, узнать о проблемах и общем состоянии, выслушать все вопросы жильцов и разложить по полочкам информацию о своей деятельности: как они собираются работать, что делать в первую очередь, раздать людям соответствующие памятки. И что самое главное — дать жильцам время переосмылить полученную информацию, а только потом уже проводить голосование — работать или нет с данной управляющей организацией. Но ничего этого не было.

До 2010 года мы прожили по этой схеме. Менялись тарифы, одни управляющие организации сменяли другие, приходили новые подрядчики. И главной бедой многих управляющих компаний, приходящих «к власти» над домами, становился вопрос:

«Где ж тут заработать?». Но ведь должен быть другой подход. Ты вначале хорошо потрудись, если необходимо — возьми кредит, тогда люди увидят позитивные перемены, поймут, что твоей организации можно доверять, и соответственно будут своевременно оплачивать квитанции, видя, на что тратятся их деньги.

— Следуют ли сегодня этому постулату компании, работающие в сфере ЖКХ?

— Так, в основном, поступают новые компании, которые, чтобы заслужить доверие людей, вначале показывают, как они умеют работать. Например, утепляют дома, ставят в подъездах новые окна, приводят в надлежащее состояние лестничные клетки, облагораживают прилегающую к дому территорию, чтобы каждый из жильцов смог увидеть КПД от работы управляющей компании.

— Если говорить о сегодняшнем дне, на каком этапе мы находимся?

— На переломном. И меня как законодателя радует, что перевес все-таки складывается в лучшую сторону. Меняется сознание людей как потребителей услуг жилищно-коммунального хозяйства, меняются управляющие компании. Если ты оказываешь услугу, но не несешь за нее никакой ответственности, ничего хорошего из этого не выйдет. Не должно быть никаких лишних строчек в квитанции, а если они и появились, то будь добр всеми необходимыми документами подтвердить их обоснованность. И не просто наклеив информацию перед подъездом, а лично доведя информацию до сведения всех жильцов дома, ответив на все вопросы.

За последние несколько лет благодаря Фонду содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства только в Ростовской области был проведен капитальный ремонт более чем 700 многоквартирных домов.

Еще предстоит отремонтировать около 2000 домов. Но дело движется. Результаты — налицо.

— Евгений Михайлович, но ведь просто море недобросовестных УК, поставщиков услуг…

— Я верю, что в ближайшие 4-5 лет мы в корне изменим ситуацию. Чтобы на рынке остались только те, кто работает для людей, а не для быстрой наживы.

— Что для этого могут сделать депутаты Законодательного Собрания? 

— Прежде власти городов и районов не имели права вмешиваться в работу управляющих компаний. Любая попытка муниципальных властей вмешаться в дела управляющих компаний заканчивалась предписанием прокуратуры о недопустимости вмешательства в деятельность хозяйствующего субъекта. Рядовые граждане становились практически бесправными заложниками управляющих компаний. При поддержке членов Южно-Российской Парламентской Ассоциации мы, депутаты, выступили с законодательной инициативой по внесению изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации.

Согласно новым поправкам в ЖК власть получила право проводить собрания жильцов, на которых люди смогут принять решение о продолжении сотрудничества с УК или же об отказе работать с организациями, которые грубо нарушают все правила и нормы работы. 

Кроме того, мы принимаем участие в работе комиссий, созданных при правительстве области по аудиту коммунальных платежей. Благодаря этой работе осенью нынешнего года в ряде муниципальных образований были снижены тарифы на воду. 

В рамках партийного проекта «Управдом», который курируем я и мой коллега — депутат Законодательного Собрания Игорь Колесников, в нашей области началась полномасштабная работа по обучению и повышению квалификации руководителей ТСЖ, «старших» по подъездам и домам. Особое внимание уделяется внедрению энерго- и теплосберегающих технологий.

— Какие решения, на Ваш взгляд, позволят отрасли ЖКХ встать на новую ступеньку развития?

— Во-первых, Президент России Д.А. Медведев на Госсовете, проходившем в Хабаровске, высказал идею так называемого «прямого расщепления платежа». Чтобы деньги, которые наши люди платят за ЖКХ, не болтались где-то на счетах управляющих компаний месяцами, а мы при этом не понимали, что происходит: почему свет отключается, почему тарифы растут. Надо, чтобы сразу, в момент зачисления на соответствующие счета, деньги разделялись или расщеплялись между получателями средств. А управляющая компания брала себе только тот процент, который она, собственно, берёт за свою деятельность.

Во-вторых, назрела острая необходимость заняться кадровым вопросом. Если говорить о тех же управляющих компаниях, то это должны быть не люди с улицы, а специалисты в своей сфере, постоянно повышающие свою профессиональную квалификацию.

И, наконец, в-третьих, это мониторинг федерального и регионального законодательства. Нужно следить: действуют или не действуют нормы закона. Очевидно, что если закон не работает, то нужно его обновлять.