В предыдущем номере «Нашего времени» мы познакомили вас с некоторыми ключевыми вопросами, предложенными для обсуждения на пленарном заседании Законодательного собрания области. На него донские парламентарии собрались вчера. Как и ожидалось, в центре внимания депутатов оказался законопроект «Об областном бюджете на 2012 год и плановый период 2013 и 2014 годов».

Бюджет слушался во втором, окончательном чтении и как бы венчал собой пакет других финансовых законопроектов. Правились законы «О межбюджетных отношениях», «О бюджетном процессе» и «Об областном бюджете на 2011 год». Оттого и обсуждение бюджетных параметров получилось пакетным, вый-дя за рамки одного отдельно взятого документа. Без преувеличения, вчера в зале заседаний донского парламента в центревнимания оказались все стороны финансовой политики областного правительства.

Как строить межбюджетные отношения по линии область — муниципалитеты после того, как федеральный центр внес ряд изменений в «правила финансовой игры»? Как распорядиться внеплановыми доходами и какие статьи расходов нуждаются в срочном наполнении? Из ответов на эти и ряд других вопросов можно было судить об идеологии нового бюджета. Суждения парламентских фракций на этот счет заметно разнились.

Коммунисты убеждали: нынешняя финансовая политика наносит мощный удар по территориям — прежде всего по более слабым, дотационным. Перераспределение финансовых полномочий, затеянное федеральным центром, на их взгляд, лишит муниципалитеты значительного числа доходов. Называлась более чем внушительная сумма: по оценке ораторов от фракции компартии, сейчас бюджеты на местах могутнедосчитаться миллиарда с лишним рублей.

В том, что такого не может случиться, пытались убедить своих оппозиционных коллег председатель бюджетного комитета Законодательного собрания Наталья Стаценко и член Совета федерации РФ от Ростовской области Евгений Бушмин. Последний возглавляет комитет по бюджету в Совфеде и также, что называется, в теме. Поэтому достаточно убедительно они смогли показать: в результате своевременно предпринятымдонским правительством шагов деньги никуда не уйдут. Произойдет перераспределение сумм, после чего «потерянные» муниципалитетами средства вернутся к ним в виде субсидий.

— Мы не ухудшили состояние муниципальных образований, а сохранили его таким, какое оно есть… — таков вывод Н. Стаценко.

А. Е. Бушмин, критически отозвавшись об  идеологии законодательства, по которой чем лучше работает территория, тем меньше финансов ей выделяют из центра, заметил:

—  Область сумела найти очень красивое решение создавшейся проблемы. Те же поступления в доход муниципалитетов от транспортного налога заменяются субсидиями. В других регионах этого не сделали — и вот они-то действительно потеряют…

Спор продолжился в процессе обсуждения непосредственно законопроекта о бюджете. Лидер фракции компартии Владимир Бессонов, сходу окрестив документ «бюджетом кризиса», посчитал, что вновь принимаемому бюджету, как и бюджетам прошлых лет, не хватает реалистичности:

— Мы еще в 2008 году предупреждали, что к 2012 году на доходы в 120 с лишним миллиардов выйти невозможно…

Правда, депутат не пояснил, предвидел ли он и его коллеги мировой кризис. И непонятно, почему сегодняшние значительно более скромные величины доходов и расходов вызывают неприятие у него и его товарищей.

Первый заместитель председателя донского парламента Юрий Зерщиков решительно не согласен с оценками своего коллеги из фракции КПРФ:

— Главное, что подчеркивает поступательное движение области, — это рост собственных доходов: 24,7%. Нет, это не бюджет кризиса, как пытается нас уверить фракция компартии. Это бюджет развития…

Пожалуй, с этим можно согласиться. Разве что добавить: заложенный в принятый вчера  бюджет потенциал еще надо реализовать. А это потребует от областной власти, от управленческих, финансовых и экономических структур не меньшего мастерства и профессионализма, чем при прошедшей в достаточно сложных условиях верстке нового областного бюджета.