В кабинете председателя бюджетного комитета донского парламента Натальи Андреевны СТАЦЕНКО на видном месте висит панно — копия античной фрески. Женщины в туниках наполняют амфоры и складывают фрукты. Работа кипит, хозяйство богатеет… Что это, если не универсальный рецепт достатка?

Наталья Андреевна Стаценко

Во всякую пору он был один: трудись, наполняй дом, береги нажитое. Разве не по такому принципу строятся и сегодня все хозяйства и все бюджеты — от семейного до федерального? Так что очень даже к месту в строгом парламентском кабинете оказывается эта бытовая сценка из древних времен…

Услышан ли «глас народа»?

— Известно: от состояния финансовой системы зависит состояние экономики. А по большому счету — и качество всей нашей жизни. Ведь что люди ждут от государства? Создания и поддержания достойных условий бытия. На пустом месте они не рождаются. Все должно быть просчитано и выверено. Чтобы было обеспечено максимальное благоприятствование бизнесу, хозяйству региона. А через его развитие — и подъем уровня жизни граждан.

— Но это лишь схема. И, как всякая схема, она изменяется в зависимости от конкретных условий. Вот и у нас: формировались когда-то бюджеты в 33 миллиарда рублей — и это виделось большим достижением. Сегодня вплотную подошли к 100-миллиардной отметке…

— Уже перешагнули ее. На 2012 год доходы и расходы областного бюджета утверждены соответственно в 99 и в 103 миллиарда рублей.

— Тем более… Людям важно знать, как распорядятся власти этими деньгами. Как будут учтены их интересы? Как эти немалые суммы могут повлиять на их жизнь? Ведь одно дело — сухие цифры статей доходов и расходов и такие достаточно абстрактные для большинства понятия, как профицит или дефицит. И совсем другое, когда реализация бюджета выливается в рост зарплат, совершенствование коммунального благоустройства…

— Именно поэтому обсуждение параметров будущего бюджета-«трехлетки» оказалось беспрецедентно широким. Вы наверняка знаете о проведенных Законодательным собранием области публичных слушаниях проекта бюджета, о предложениях в «народный бюджет», собранных в ходе предвыборной кампании…

—  Но ведь, наверное, и без того можно догадаться: увеличения расходов по каким бюджетным статьям могли потребовать люди в ходе обсуждения проекта. Конечно же, это социальная сфера, потом ЖКХ и строительство…

— Да, но как расставить приоритеты? Скажем, мы привыкли сетовать на состояние нашего здравоохранения. Однако в ходе публичных слушаний проекта бюджета выяснилось, что сегодня положение в этой сфере уже не вызывает у наших земляков прежних нареканий. Неослабное внимание к здравоохранению, реализация федеральных и областных программ дали отрадные результаты. На Дону отремонтированы практически все больницы. А там, где их не было, построили новые.

Да и сама я за девять лет своей депутатской деятельности видела, как на территории моего Морозовского избирательного округа постепенно менялась ситуация. Например, в Советском (сельском) районе — всего семь тысяч жителей, нет развитого экономического потенциала. И тем не менее  это  дотационная территория. На сегодня там построена новая больница, оснащенная современным оборудованием. Отремонтирована школа, обновлен клуб. Решен вопрос с благоустройством дорог в центре станицы Советской, проведено освещение.

Собственно говоря, изменения  в лучшую сторону  как в этом, так и в других районах  говорят сами за себя. Но на очереди — другие проблемы, которые поможет решить разумная бюджетная политика.

Когда идеи — материальная сила

—  А она за эти годы изменилась? Как бы вы охарактеризовали идеологию недавно принятого бюджета?

— Основа бюджетной политики уже многие годы остается неизменной. Бюджет носит ярко выраженную социальную направленность: 70 процентов расходов идут на социальные цели.  Но идеями наши бюджеты подпитываются  всякий раз новыми. Скажем, сейчас мы вернулись к трехлетнему бюджетному планированию. Тем самым подводится своеобразная черта под кризисным развитием. Безусловно, новой идеей является прямое обращение за советом к гражданам — то, о чем мы только что говорили.

Что еще? В составе бюджета 2012-2014 годов сформирован дорожный фонд. Это — то самое новое, о котором говорят, что оно хорошо забытое старое. Дорожные фонды в свое время были упразднены, и все вопросы, связанные со строительством, ремонтом и содержанием автодорог на территории области, финансировались из бюджетов всех уровней. Причем большая часть средств поступала из федерального бюджета. Иными словами, для решения любой серьезной проблемы нашего дорожного хозяйства приходилось протягивать руку за бюджетной копейкой из центра.

Средства дорожного фонда на 2012 год запланированы в объеме свыше 9 миллиардов рублей. Это большие деньги  из областного бюджета, и предназначены они на ремонт, реконструкцию и благоустройство наших собственных донских дорог: внутригородских, межпоселковых, межрайонных, а также тротуаров, дворовых площадок…

Как раз создание областного дорожного фонда свидетельствует о более совершенных подходах к формированию бюджета. Если хотите — о новой бюджетной идеологии.

Хватит просить!

— Вы имеете в виду объявленный губернатором курс на бездотационность? Помнится, в феврале 2008 года недавний наш министр финансов Алексей Кудрин, отвечая на мой вопрос о финансовом состоянии области, заметил: Дон располагает всем необходимым для того, чтобы в ближайшие годы стать самодостаточным регионом. Грянувший в августе кризис внес тогда свои коррективы…

— Но теперь настало время вернуться к этой идее. В бюджете трехлетия заложено неуклонное снижение, год за годом, дотаций из федерального бюджета. Я согласна с сенатором от нашей области, председателем бюджетного комитета Совета Федерации  Евгением Бушминым, назвавшим дотации из центра «пособием по бедности». Сегодня в целях развития территории крайне важно увеличивать собственную доходную базу. Для этого уже сделано многое,  на это нацелены и известные «Сто губернаторских проектов». Они направлены на привлечение инвестиций, следовательно — на оживление экономики, рост валового регионального продукта, доходной базы, заработной платы. Уменьшение дотаций должно стимулировать развитие. В конечном счете оно ведет к финансовой самостоятельности. То, к чему стремится каждый регион.

— Но привлечением инвестиций и выходом на бездотационность арсенал средств укрепления бюджета, наверное, не исчерпывается?

— Другой путь расширения финансовых возможностей области — это участие в федеральных программах. Наша задача сегодня — не получить как можно больше дотаций из центра, а попасть  в как можно большее число программ. Иными словами, включить на полные обороты механизм софинансирования. И тогда не надо будет просить в Москве деньги на те или иные цели. Участие в программе обеспечит поступление необходимых средств.

Это хорошо поняли и в областном Правительстве, и в Законодательном собрании. Надо сказать, что вопросами формирования бюджета в этом году мы занялись небывало рано. Вместо привычного августа работу начали в мае. Решили собрать предложения депутатов по финансированию социально  значимых объектов Ростовской области, обобщить и систематизировать эти предложения по бюджетным статьям. Тут главное было соразмерить аппетиты и финансовые возможности и не впасть в популизм. Понятно, что хочется решить все проблемы разом: и детские сады восстановить, и школы отремонтировать, и больницы, больше фельдшерско-акушерских пунктов открыть… Важно четко расставить приоритеты. И определить границы ответственности: чем занимается областной бюджет, чем муниципальный, а где потребуется софинансирование.

Энергетика бюджета

— Вот ведь как получается: бюджет — вроде бы сугубо финансовый документ, а прорастает буквально во все сферы жизни…

— А как иначе? Уже проверено: непрофессионально сформированный бюджет, недальновидная финансово-бюджетная политика чреваты большими потрясениями. А нужны ли они нам? Не в последнюю очередь и соображениями стабильного развития было обусловлено привлечение к работе над бюджетом граждан.

— Да, но чтобы подать дельное предложение, надо хотя бы в общем представлять себе бюджетный процесс…

— Здесь помогают программы финансовой грамотности. Одну из таких реализует наш Экономический университет (РИНХ). И если раньше к этим программам отношение было скептическое, то сейчас не так. Стоило кризису обнажить проблемы финансовой грамотности наших людей, многие из которых бросились под защиту разных сомнительных «гарантий» и иже с ними, потеряв последнее, как отношение к  теме финансового всеобуча стало быстро меняться.

Такие программы не только пожилым и неискушенным требуются. Не менее остро стоит вопрос обучения молодежи. И самое главное: молодые люди проявляют к этой теме интерес. Не так давно, приехав в Морозовский район, решила провести урок финансовой грамотности для старшеклассников.  Со всего города собрались ребята. Попросила сказать, о чем бы они хотели поговорить. И с изумлением — не скрою! — услышала просьбу рассказать о проблемах формирования бюджета. Мол, хоть  мы пока и не избиратели, а хотим знать, куда пойдут бюджетные средства. Будут ли строиться дороги, соорудят ли спортплощадки, реконструируют ли парк культуры? Получился обстоятельный и интересный разговор со зрелыми людьми.

Обязаны выстоять

— Рассказанное вами вселяет оптимизм. Ведь это свидетельство, что сегодня плюсом к точкам роста в экономике возникают и своего рода точки роста в обществе. То, без чего никакой экономический прогресс невозможен. Только бы не захлестнула вторая волна кризиса… Способен ли противостоять ей наш новый бюджет?

— Думаю, что да. «Подушка безопасности» у бюджета имеется. Мы видим весь промышленный и аграрный потенциал области и четко представляем, сколько и от чего можем получить, а также,  как эффективно использовать полученные средства.

Учитывая это, мы сможем не только исполнить утвержденный на будущий финансовый год  бюджет, но и добиться в дальнейшем финансовой самодостаточности.