Сегодня на Дону имеется, по меньшей мере, три «горячие точки», где противостояние ветвей местной власти достигло наивысшего накала. Председатель комитета донского парламента по законодательству, местному самоуправлению и правопорядку Александр ИЩЕНКО убежден: «уездные войны» — вовсе не те конфликты, которые, согласно законам диалектики, двигают прогресс.

— К сожалению, разгоревшимся в ряде мест баталиям во власти упорно пытаются придать политическое звучание. Что в Новочеркасске и Обливской, где главы муниципалитетов — коммунисты, что в Кашарском районе, где депутаты сместили главу — члена ЛДПР. Но если вдуматься, то все происходящее в этих территориях есть следствие неуважения к закону. В том же Новочеркасске — все предельно ясно: мэр не желает подчиняться требованиям закона. Даже после разъяснения Конституционного суда о том, что отчитываться перед депутатами — первейшая обязанность главы муниципалитета, игнорировать которую он не вправе, Анатолий Иванович Кондратенко упорно пытается уйти от отчета. Почему? Потому что понимает: неудобные вопросы обязательно прозвучат. Но чтобы сохранить лицо, пробует подвести под свою позицию политическую базу. Мол, городская Дума, где большинство не у коммунистов, намерена свергнуть «инакомыслящего» мэра. И следует обращение к губернатору с призывом «остановить произвол»…

— Но ведь существует установленная законом процедура…

— Да, и в федеральном законе ясно сказано: в исключительной компетенции представительного органа находятся вопросы контроля за действиями всех органов и должностных лиц местного самоуправления. Ясно, что и мэра тоже. Или в Новочеркасске администрация уже не подчиняется решениям судебной власти?

— А ведь, кроме Новочеркасска, есть еще Обливская и Кашары, где также обострилось противостояние внутри муниципалитета. Есть ли что-то общее между ситуациями во всех трех территориях? И чем разнятся названные конфликты?

— Повторю: общее одно — игнорирование главами администраций требований закона. Плюс в Обливском районе глава потерял взаимопонимание с районным собранием. Тамошние депутаты поначалу активно поддерживали все начинания Александра Григорьевича Золотовского. Но когда не увидели реальных результатов сделанного, вынуждены были признать работу администрации неудовлетворительной.

Характерно, что на такие депутатские решения исполнительная власть в наших проблемных территориях реагирует одинаково. Депутатов тут же объявляют некомпетентными и необъективными. А вот стоит признать работу администрации удовлетворительной, и с компетентностью и объективностью наступает полный порядок…

— Но это же смешно!

— Чисто конъюнктурное отношение к решениям представительных органов видно невооруженным глазом. Кстати, когда закон дает депутатам право на оценку деятельности исполнительной власти, он совершенно не оговаривает необходимость обоснования ими своей оценки. Хотя на деле, конечно, любая оценка хорошо обоснована. Здесь и материалы проверок, и экспертные заключения, и другой справочный материал. Из всего этого ясно видно, чем продиктована та или иная оценка работы главы и его команды.

Более того: в нашей области еще не было ни одного случая, когда бы с оценкой, данной депутатами, не согласились бы избиратели. В свое время они поддержали удаление главы Чертковского района…

— Тоже, кстати, поначалу поддерживавшегося районным Собранием…

— До поры, до времени — да. А потом, когда дела стали валиться, в районе вспыхнул конфликт властей, результатом которого и стала отставка главы.

— Еще одна «уездная война»…

— На самом деле местное самоуправление в том виде, какой оно получило по 131-му федеральному закону, существует не так давно. На Дону — всего шестой год. Сделан даже не первый шаг, а всего полшага. Сегодня мы продолжаем нарабатывать опыт цивилизованной работы местной власти на основе грамотно поставленной законодательной базы.

Ведь по старому законодательству представительные органы играли исключительно подчиненную роль по отношению к администрации территорий. И так было до того момента, как 131-й закон развернул ситуацию. И сегодня городские Думы, районные Собрания получили значительно больший объем полномочий, больший набор контрольных функций. И, соответственно, — больший уровень ответственности.

Система местной власти сегодня проходит испытание на зрелость. И не конфликты сами по себе тревожны: любой позитивный процесс не проходит без конфликтов. Они обусловлены самыми разнообразными факторами: уровнем профессиональной подготовки муниципальных чиновников, политическими взглядами депутатов и главы муниципалитета, разницей в возрасте, если хотите. Не секрет, что молодежь совершенно по-другому понимает власть как таковую. У тех депутатов, чиновников, которым сегодня 35, уже нет советского опыта работы. И понятно, что их взгляды на исполнительную власть, отношение к ней совершенно иные. А сколько сегодня предпринимателей пришло в представительные органы! В той же новочеркасской Думе заседают и руководители, и владельцы крупных предприятий. И, кстати говоря, они не принадлежат к «Единой России». Это и члены «Справедливой России», и беспартийные, и те, кто ориентируется на компартию. Но их менталитет уже не тот, что у мэра города — человека, хоть и опытного, но не работавшего в исполнительной власти. И работу администрации они оценивают, исходя из других, более современных критериев. Налицо конфликт мировоззрений, и его нельзя сбрасывать со счетов. Хотя и основным его не назовешь.

— Целый клубок разнообразных противоречий… Представляю, насколько трудно приходится областной власти. Как сориентироваться в ситуации, как выстроить верную линию в отношениях с каждым отдельно взятым муниципалитетом?

— Надо исходить из того, что и депутатов представительных органов, и глав избирают одни и те же люди. На них и надо ориентироваться. И понимать, что обе ветви муниципальной власти одинаково легитимны. Было бы ошибкой выделять кого-то.

Конструктивное взаимодействие на местах — это не благое пожелание, а необходимость. В этом вопросе местной власти надо брать пример с областной. Да, областное правительство, губернатор, Законодательное собрание далеко не всегда имеют единую точку зрения по определенным проблемам. Но споры и поиск единой позиции происходят на этапе подготовки решения. И это решение на областном уровне принимается консолидировано. Именно в этом залог успеха в развитии региона.

Наши муниципальные деятели любят называть себя политиками. Но коли так, они обязаны быть ответственными и просчитывать результаты принимаемых ими решений и совершаемых ими шагов. Исходить из интересов своей территории и по большому счету — из интересов области. Тогда и общий язык находится проще.

Кстати говоря, в большинстве муниципалитетов и главы, и депутаты приходят-таки к согласию. Им достает мудрости не пройти «точку невозврата». Потому что, как смещение руководителя, так и роспуск представительного органа — это потрясение для города или района. Это отбрасывает их назад.

— Да, разойдясь по разные стороны политических и иных баррикад, общего языка не найти. В свое время это хорошо продемонстрировал конфликт между председателем городской Думы и главой Новошахтинска.

— Это был первый острый конфликт в территории, который несколько лет назад пришлось разрешать в срочном порядке. Гордума принялась вырабатывать незаконные решения, блокировались заседания. В результате из-за паралича местной власти жизнь городского сообщества стала просто невыносимой. Пришлось вмешиваться в ситуацию. Законодательное собрание воспользовалось имеющимся у него правом роспуска местной Думы, и законность такого решения была подтверждена в судебном порядке.

— Хочется добавить: и обоснованность была подтверждена на практике, как только обстановка стала нормализовываться. Но вот что характерно: обе конфликтующие стороны, в конце концов, оказались в проигрыше. В новой Думе не оказалось практически никого из прежних «непримиримых». И исполняющий обязанности мэра проиграл на выборах…

— Вы очень важную тему затронули. В «муниципальных войнах» победителей не бывает. Их инициаторы больше всего от них и страдают. Муниципальное сообщество, как правило, чувствует опасность, что несут конфликты во власти, понимает, кто устроил хаос и беспорядок, и удаляет обе конфликтующие стороны, отказывая интриганам в доверии. И при этом совершенно не смотрит на партийность, политические взгляды и пр. Просто заменяет во власти не желающих конструктивно работать людей на тех, кто более адекватно оценивает свою роль и готов трудиться на благо своего города или района.