Непосредственным поводом для досрочного проведения заседания Законодательного собрания послужило поступление в область свыше 1,22 млрд. рублей дополнительных целевых федеральных средств и одновременное уменьшение запланированных поступлений по субвенции на обеспечение жильем уволенных с военной службы. После всех пересчетов доходная часть бюджета составит почти 111,2 млрд. рублей, а расходная — без малого 119 млрд.

Увеличение расходной части бюджета на 674 с лишним миллиона не в последнюю очередь связано с использованием выросших собственных средств областного бюджета. Именно за их счет с 1 сентября была повышена до средней по региону зарплата педагогам и служащим гос­учреждений социального обслуживания населения и были увеличены ассигнования на реализацию мер соцподдержки ряда категорий граждан.

По другому законопроекту финансового блока — «О межбюджетных отношениях» разгорелась дискуссия.

Предложения минфина касались изменений в схеме финансирования муниципалитетов. Последние наделяются полномочиями по предоставлению мер социальной поддержки семьям в виде ежемесячной выплаты на третьего ребенка или последующих детей до достижения ими трех лет, а также на предоставление малоимущим семьям регионального материнского капитала. На эти цели территориям будут поступать соответствующие субвенции. Кроме того, с 1 января 2013 года в связи с изменениями в Налоговом кодексе единый сельхозналог будет поступать в местные бюджеты в полном объеме. Пока на Дону только треть этих средств передается муниципалитетам из областного бюджета.

И в этом смысле наши аграрные территории даже выиграют. Чего не скажешь о крупных городах-донорах. Депутат Адам Батажев привел такие данные: после вступления в силу поправок в областной закон «О межбюджетных отношениях» только Ростов потеряет около 500 млн. рублей по налогу на имущество. А Волгодонск, Таганрог, Новочеркасск? По мнению депутата, такая ситуация не может не вызвать тревогу уже потому, что речь идет о донорах областного бюджета. Муниципалитеты, по мнению депутата, лишаются стимула зарабатывать. А. Батажев с принятием поправок предложил повременить:

— Предлагаю не принимать сегодня такой закон. И в дальнейшем при рассмотрении таких законопроектов обязательно привлекать глав муниципалитетов…

С тем, что в предлагаемом законопроекте заложен определенный финансовый дисбаланс, коллеги А. Батажева спорить не стали. Но и собственного взгляда на вещи не скрывали. Депутат Леонид Шафиров явно был склонен выбрать меньшее из зол и соответственно расставлять приоритеты. Коль скоро поступления в бюджеты угольных территорий при новом порядке возрастут, то депутат, представляющий в донском парламенте как раз эти районы, в принципе против поправок не возражал:

— Ни для кого не секрет, что ставки по налогу на имущество в шахтерских территориях намного выше, чем в других местах. И не только ставки, но и реальные платежи. Жить в шахтерских территориях сложнее. Но если сегодня сосредоточить ресурсы именно здесь, результат будет выше. И инвестиционная привлекательность вырастет…

А председатель парламентского комитета по законодательству Александр Ищенко, назвав «мучительно долгими» совместные с минфином разбирательства по поводу духа и буквы его предложений по перераспределению налоговых источников, призвал коллегу Батажева свое предложение снять:

— Если вариант, предложенный минфином, рассматривать сам по себе, он действительно выглядит ущербным. Но, с другой стороны, надо где-то найти средства для перехода на «одноканальное» финансирование медпомощи населению через систему обязательного медицинского страхования…

Где из взять? Можно из налога на доходы физических лиц, но такая мера, по мнению А. Ищенко, ударит по крупным городам еще больнее:

 — Ситуация такова, что федеральный закон просто не дает нам возможности урегулировать проблему дифференцированно. Если меняются нормативы, то меняются всем. И другого варианта, который бы устроил всех, сегодня не найти…

И все-таки большинство территорий от переноса акцентов в межбюджетных отношениях должно выиграть. Особенно, как заметила председатель комитета по бюджету Наталья Стаценко, высокодотационные территории:

— Для них этот закон просто необходим. Мы с вами не только крупные города представляем и должны понимать, что таким территориям, как шахтерские, дополнительные ресурсы помогут в реализации многих жизненно важных проектов, осуществляемых на началах софинансирования. Поэтому нельзя этот законопроект рассматривать однополярно. Надо учитывать все аспекты…

Последнее не исключает, конечно, и учет интересов территорий-доноров. Участь их ответственна и важна. И поэтому депутаты сошлись на том, чтобы обратиться к губернатору и правительству с тем, чтобы исполнительная власть смогла, что называется, в ручном режиме урегулировать частные вопросы, связанные с трудностями наших территорий-локомотивов. Иными словами, проблема есть, она сохраняется. А решение ее зависит от того, насколько взвешенной и аккуратной станет практика применения обновленного закона «О межбюджетных отношениях».