Состояние аварийности на дорогах, связанной с управлением транспортным средством в состоянии опьянения, и нормы действующего законодательства комментирует заместитель председателя Комитета Государственной думы Ольга Борзова.

С каждым годом все больше людей гибнут в дорожно-транспортных происшествиях, совершенных водителями в состоянии опьянения. И насколько адекватно наказание за это для водителей, предусмотренное законом?

Статистика ДТП шокирует. В прошлом году число аварий на дорогах, совершенных по вине пьяных водителей, составило 7,2% от общего числа ДТП. Вроде бы немного, но только на первый взгляд. На деле это означает, что в 2011 году пьяными за руль сели более 22500 водителей (сюда входят и те, кто отказался от освидетельствования). По их вине в авариях погибли 2103 человека.

Число «пьяных» происшествий на дорогах растет. За последний год в полтора раза стало больше водителей, позволивших себе сесть за руль, будучи нетрезвыми. Вдвое увеличилось число их жертв.

Как медик хотела бы отметить, что в состоянии алкогольного опьянения (даже в легкой степени) у человека возрастает уверенность в себе и своих способностях, резко снижается способность адекватно оценивать свое состояние. Неудивительно, что есть такие водители, которые не раз и не два садились за руль, будучи пьяными, но вполне убежденными в том, что легко отделаются даже в случае очередного ДТП.

Судите сами. С 1 января 2011 года по настоящее время неоднократно лишались прав за управление автомобилем в состоянии опьянения почти 19 тысяч водителей. Из них — 16 519 человек — по 2 раза; 1807 — по 3 раза; 373 — по 4 раза. И наконец, у пяти водителей права отбирали более 100 раз! Это ли не наглядный пример того, насколько малоэффективно ныне существующее наказание?

Действующее законодательство (ст.12.8 КАП РФ) предусматривает ответственность водителя за управление автомобилем в состоянии опьянения в виде лишения права управления транспортным средством на срок от полутора до трех лет. Эта мера представляется явно недостаточной. Человек, однажды севший пьяным за руль, будет это делать еще и еще. Временное лишение прав для него — слишком слабая мотивация, чтобы отказаться от алкоголя, будучи за рулем.

Потому предлагаю наряду с резким увеличением штрафов за вождение в нетрезвом состоянии ввести такую меру ответственности, как конфискация транспортного средства. Думаю, эта мера способна и отрезвить, и обезопасить водителей, неспособных бороться с собственной зависимостью от алкоголя. И уберечь от аварий других людей.