Как мы уже сообщали, на своей очередной встрече с донскими журналистами губернатор области Василий Голубев подробно рассказал о ходе реализации программ социально-экономического развития в нынешнем году.

Рычаги и рецепты

Один из главных выводов, который сделал губернатор: многочисленные целевые программы — региональные и федеральные — сегодня должны давать реальную отдачу. Время для того настало. Поэтому:

— Мы сейчас пересматриваем все федеральные программы. Ведь есть направления, в которых мы реального участия не принимаем. Поэтому уже до конца года нам предстоит для себя определить, на какие программы следует сделать заявки…

Наряду с участием в действительно важных для области целевых программах не менее действенным рычагом, обеспечивающим уверенное социально-экономическое развитие, становятся прямые инвестиции. По словам В. Голубева, в этом году только общий объем финансирования программы газификации составил 2,5 млрд. рублей. Причем миллиард из названной суммы — инвестиции «Газпрома». И это, как отметил губернатор, не предел:

— Мы не собираемся останавливаться, и я думаю, что в 2013 году сумма инвестиций «Газпрома» еще вырастет…

Уже вложенные миллиарды позволят еще в этом году довести степень газификации области до 85%. В этом году газ придет в Заветинский район — последний негазифицированный в области. Кроме того, с донским участием успешно реализуется такой важнейший стратегический проект, как строительство газопровода «Южный поток».

Заглянуть за горизонт

В 2013 году в области рассчитывают на почти 200-миллиардные инвестиции — на 25-27 миллиардов больше нынешнего. В ряду масштабных проектов — строительство третьего и четвертого энергоблоков Ростовской АЭС, сооружение в Волгодонске завода по глубокой переработке зерна, завершение реорганизации сталеплавильного цеха на «Тагмете», продолжение строительства и реконструкции шахт. Последнему В. Голубев придает особое значение. По его мнению, такое развитие угольных районов плюс диверсификация их экономики позволяют им перейти из разряда депрессивных в группу территорий развития. Своим чередом будет идти техническое перевооружение таких системообразующих предприятий, как «Роствертол», ТАНТК им. Бериева, НЭВЗ.

Продолжается создание современного Ростовского универсального порта. Наряду с реконструируемыми участками ключевых автомагистралей планируется строительство новых дорог. В качестве примера В. Голубев назвал проект рокады из Ростова на Краснодар и Ставрополь. В повестке дня задача проектирования и последующего строительства Южного хаба — объекта, важного для всего Юга России и включенного в соответствующую федеральную целевую программу. Практически сразу после разговора с журналистами донской губернатор отправился на встречу с главой компании «Ренова» Виктором Вексельбергом — стратегическим инвестором этого проекта. «У нас с этим инвестором сложились нормальные рабочие отношения, мы движемся вперед», — заметил В. Голубев. Что касается действующего аэропорта, то ему, по словам губернатора, предстоит поработать еще не меньше пяти лет. А значит, вопрос о его реконструкции не снимается.

Сахарный завод строить вместе с французским инвестором будут на юге области — в Сальском районе или рядом. «Мы в шаге от начала работ над этим проектом», — так охарактеризовал ситуацию губернатор. Среди других аграрных инвестпроектов — строительство тепличного хозяйства в Неклиновском районе, комплексов по производству свинины и мяса утки в Целинском и Миллеровском районах.

Статистика подтверждает: объемы валового регионального продукта в январе — сентябре превысили уровень соответствующего периода прошлого года на 4,1%, при этом индекс регистрируемой безработицы упал до 0,9%. Инвестиции в основной капитал выросли на 10,3%. Средняя зарплата стала на 14,4% больше и перевалила за 18 тысяч рублей. Увеличился объем промышленного производства. Судя по всему, оправился от последствий кризиса донской строительный комплекс: объемы строительства и ввода жилья выросли на 6,4%.

Однако в последнем случае проблема обманутых дольщиков продолжает лихорадить и отрасль, и общество. Хотя усилия для ее решения предпринимаются: по словам В. Голубева, сдано девять проблемных домов, и почти тысяча обманутых дольщиков смогли вселиться в свои квартиры.

Коммунальные «бомбы»

Среди других проблем — на видном месте, конечно, ЖКХ. Коммунальная инфраструктура по-прежнему отличается высоким процентом износа. В среднем он превышает 70%. Однако, по убеждению губернатора, немало коммунальных «бомб» успели у нас заложить уже в новейшее время. Так, непонятно, каким образом оказался без должной инженерной и социально-бытовой инфраструктуры строящийся в Ростове Левенцовский жилмассив.

Сегодня проблема на контроле у губернатора, потребовавшего в течение двух лет ликвидировать перекосы в застройке Левенцовки.

На контроль взяты и другие болячки мегаполиса: плохие дороги, несанкционированные свалки, мешающая жить точечная застройка… Относительно последней В. Голубев высказался категорично:

— С точечной застройкой надо заканчивать, если мы не хотим окончательно испортить город…

Такое же неприятие у губернатора вызывают идеи застройки ростовского Ботанического сада, непрактичный подход к ремонту и строительству внутригородских дорог. Деньги, по его оценке, выделяются туда, где их используют неэффективно. А сами дороги начинают строить только в разгар лета, впустую тратя теплые месяцы.

Мундиаль без метро?

Сами по себе значимые, эти вопросы приобретают остроту по мере разворачивания работ по подготовке к мировому футбольному первенству 2018 года. Прорехи в инфраструктуре южной столицы дают основания нашим кубанским соседям и давним соперникам, так и не смирившимся с исключением Краснодара из числа городов — хозяев мундиаля, обосновывать свои претензии на пересмотр решения ФИФА.

— Такой агрессивности нам зачастую не хватает, — заметил В. Голубев. И заявил, что никакой ревизии участия Ростова в чемпионате быть не может. В область уже поступили первые 250 с лишним миллионов рублей, предназначенные для строительства футбольного стадиона. Значит, надо приступать к работе, не мешкая и не оглядываясь по сторонам.

А вот уверенности в том, что на матчи мундиаля любители футбола смогут отправиться на метро, нет. Соответствующая статья расхода в проект федерального бюджета не включена. Отсутствует она и в областном законопроекте. С областной составляющей этой задачи справиться можно — губернатор пообещал внести соответствующие предложения в этот четверг на заседании донского парламента. Там, как известно, предстоит первое чтение проекта областного бюджета. Но без участия федерального Центра о строительстве первой очереди метро ценой в 75 млрд. рублей думать нечего. Поэтому сейчас предстоит выделить областные деньги на проект.

— Только с проектом в руках мы имеем шанс быть услышанными, — резюмировал губернатор.

Как видим, задач перед областью возникает все больше, и они все разнообразнее. Но успешно решить их все позволит только увеличение реальных (на этом слове В. Голубев сделал особый акцент) доходов населения. Для этого, по его словам, надо обеспечить устойчивое развитие экономики и продолжать работу по модернизации систем жизнеобеспечения региона, создавая условия для привлечения возможностей бизнеса — как крупного, так и малого. Нетрудно видеть, какие усилия в этом направлении предпринимаются. А значит, убежден губернатор, будут и результаты.