В  комитетах донского парламента подводят итоги минувшего года. Одним из первых это сделали в комитете по законодательству, государственному строительству, местному самоуправлению и правопорядку. Говоря о разработанных комитетом законопроектах, его председатель Александр Ищенко целый ряд их охарактеризовал  как прорывные и даже революционные.

Минувший  год, по его оценке, стал едва ли не самым напряженным в работе нынешнего созыва донских законодателей. Принято 245 областных законов. Из них 97 — по профилю комитета. Возможно, депутатскую активность стимулировал «фактор последнего года». Ведь первоначально выборы нового состава Законодательного собрания Ростовской области намечались на нынешний март. Это уже потом определился единый всероссийский день голосования в сентябре… Но, скорее всего, к 2012 году заявил о себе накопленный опыт законотворческой и политической деятельности. Все это и вылилось в важнейшие решения, которые, по оценке А. Ищенко, либо уже изменили к лучшему ситуацию в какой-то сфере, либо изменят ее в ближайшем будущем. Таких наиболее важных законодательных шагов председатель комитета насчитал десять.

На первом месте в этом своеобразном рейтинге оказались нормативно-правовые акты, связанные с возвращением в политическую практику прямых выборов губернатора. Причем донское законодательство, как это уже не раз бывало в прошлом, оказалось одним из самых либеральных. Так, в донском законе установлена наименьшая по сравнению с другими регионами пятипроцентная планка количества подписей депутатов и глав муниципалитетов, необходимых для регистрации кандидата в губернаторы. Во многих других субъектах Федерации взяли по максимуму и установили 10-процентную планку.

Донские законодатели обеспечили для любой зарегистрированной партии возможность выдвигать своих кандидатов без всяких барьеров. Что не может не способствовать активизации партийной жизни в регионе.

— Все это было сделано для обеспечения альтернативности выборов, — заметил в этой связи А. Ищенко. — Ведь любые выборы без альтернативности — это не выборы, а процедура избрания…

Важным для демократизации общественно-политической жизни на Дону окажется и закон, определяющий порядок отзыва губернатора области. Принимался он не без проблем, критических замечаний в его адрес хватало. Главное возражение: процедура отзыва в сравнении с выборами усложнена, и принятый закон не дает возможность  легко отозвать действующего руководителя региона. Такую постановку вопроса А. Ищенко считает легковесной:

—  Необходимо понимать, что институт отзыва высшего должностного лица региона — не инструмент для ежедневного использования. Это своего рода «инструмент страхования» избирателей от грубой ошибки при своем политическом выборе. И точно так же, как в случае со страховкой, получить которую можно только при наступлении страхового случая, отзыв губернатора возможен только при условии нарушения им федеральных и областных законов или длительном неисполнении обязанностей…

К революционным, по мнению А. Ищенко, можно отнести и закон о предоставлении населению бесплатной юридической помощи. Он вступит в силу 15 марта, после чего полутора десяткам категорий социально незащищенных граждан — а это почти 400 тысяч жителей области — будет  обеспечена возможность бесплатного получения квалифицированной юридической поддержки.

На улучшение качества жизни направлен закон, ужесточающий административную ответственность за нарушения тишины и покоя граждан, а также за отсутствие порядка в сфере благоустройства. В том же ряду – и документ, расширяющий круг лиц, имеющих право на адресную социальную помощь.

«Образцовым примером» совместной работы исполнительной и законодательной ветвей власти назвал А. Ищенко принятие пакета нормативно-правовых актов, в результате которых в области возникла разветвленная система многофункциональных центров. Сегодня они имеются в каждом  донском городе и районе, плюс в поселениях оборудованы 269 точек доступа к МФЦ.

Внесли донские законодатели свой вклад и в борьбу с таким злом, как коррупция. Понимая, что одним из эффективных средств противодействия ей является открытость власти, депутаты установили нормы, согласно которым впервые за всю историю Законодательного собрания парламентарии, не работающие на постоянной основе, должны декларировать свои доходы.

Но это только первый шаг. Вслед за введением контроля депутатских доходов предстоит начать контролировать их расходы. А также и расходы всех руководителей области, государственных и муниципальных служащих, глав муниципалитетов и т.д.  Причем декларироваться должны не только расходы этих лиц, но и расходы их близких —с указанием источника получения средств, за счет которых они совершались.

Не представившие такие сведения или исказившие их чиновники и депутаты будут освобождаться от должности.

Усилению депутатского контроля, а также большей открытости органов государственной власти  будет способствовать система отчетов руководителей федеральных ведомств на заседаниях Законодательного собрания. В минувшем году был впервые заслушан отчет начальника донского полицейского главка. В этом году ему предстоит отчитаться уже перед новым составом депутатского корпуса. А не далее как в марте этого года депутаты впервые за много лет заслушают информацию прокурора Ростовской области о состоянии законности в регионе. В том числе и в сфере борьбы с коррупцией.

Активность донских законодателей способствует росту их авторитета на федеральном уровне. Заметно легче стали проходить их инициативы в центре. Тому свидетельство — успех, достигнутый в Конституционном суде. Там согласились с донскими депутатами и признали противоречащими Конституции  некоторые положения  федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».

А такая тема, как поднятый донскими законодателями на федеральном уровне вопрос об упорядочении контроля в отношении органов местного самоуправления, нашла свое отражение даже в послании президента Федеральному собранию. Владимир Путин отметил, что система контроля надзорных органов требует особого внимания. И поручил правительству внести предложения по изменению самих принципов работы контрольных органов, указав, в частности, на неприемлемость «классической палочной схемы», по которой о деятельности контрольных органов судят не по результату, а по числу проверок.  Поддержал президент и инициативы по введению публичной отчетности контрольно-надзорных органов.

Именно об этом говорили и продолжают говорить сегодня донские парламентарии. И именно на обеспечение открытости и доступности власти направляют они свои усилия.