Дживан Вартанян о транспортных проблемах и их решениях

Три вещи вызывают в народе неизменный интерес: политика, ЖКХ и дороги. Разговор на эти темы никогда не иссякает. Не в последнюю очередь еще и поэтому встреча заместителя губернатора – министра транспорта области Дживана Вартаняна с журналистами в Южном представительстве «Российской газеты» прошла так оживленно. Но, конечно, основную погоду сделал сам заместитель губернатора с его компетентностью, собственным нетривиальным взглядом на проблемы многоликой транспортной отрасли.

Что мешает жить и как с этим бороться?

Было бы удивительно, если бы разговор о проблемах транспорта зимним ростовским утром не начался с темы пробок. Порадовавшись их необычно малой для этого времени суток плотности, Дживан Хоренович дал понять, что все узкие места дорожной инфраструктуры Ростова и окрестностей ему ведомы. В числе причин, серьезно осложняющих дорожную ситуацию в южной столице, он особо выделил точечное строительство. Чтобы поправить дело, нужен, по убеждению заместителя губернатора, решительный переход к комплексной застройке, которая, помимо всего прочего, предусматривает создание необходимого числа парковочных мест из расчета 1,7 места на одну квартиру.

Далее следует разгружать наиболее загруженные перекрестки. Оказывается, специалисты из Тбилиси, с которыми  в свое время тесно сотрудничали донские дорожники, еще в середине 80-х годов разработали для Ростова соответствующий проект. Но все так и осталось на бумаге. Подобная неторопливость вошла у нас, к сожалению, в систему. Уже третий год пошел с момента пуска Темерницкого моста, а он все еще не заработал в полную силу. Объединить мост в цельную транспортную систему с путепроводом в створе улицы Текучева мешает рынок, обосновавшийся на улице Сиверса еще в пору «диких» 90-х годов. Стоит в повестке дня и вопрос строительства подъездов к мосту со стороны Батайска, без чего нельзя избавиться от пробок  на южном въезде в Ростов. Отвечая на вопрос «Нашего времени», Д. Вартанян не исключил, что уже на следующий год такое строительство начнется.

И, конечно, настоятельно заявляет о себе необходимость  коренной реконструкции Ворошиловского моста.  Рядом с ныне действующим, построенным почти полвека назад мостом появится его трехполосный «близнец». Предполагается, что произойдет это в 2015 году. В конце февраля в минтрансе надеются получить заключение экспертизы, после чего следует как можно быстрее определиться с источниками финансирования и приступать к строительству.

—  Мы хорошо понимаем: если в этом году не начнем строительство, мы никуда не успеем, — заметил в этой связи Д. Вартанян, явно имея в виду грядущий мундиаль 2018 года.

Что касается старого моста, то его поставят на капитальный ремонт, граничащий с перестройкой. В результате на въезд и выезд в створе Ворошиловского проспекта будут работать два современных трехполосных моста. Ориентировочная стоимость всего проекта – 6,5 млрд. рублей.

Метро – не панацея

—   Все почему-то сегодня считают, что строительство метрополитена способно покончить со всеми ростовскими проблемами.  У меня на этот счет большие сомнения… — заявил Д. Вартанян

Задача, по его глубокому убеждению, требует комплексного решения.

Среди мер по разгрузке  испытывающей колоссальное транспортное напряжение южной столицы заместитель губернатора назвал  строительство  северного обхода Ростова. Как раз сейчас завершается его основной этап, после чего появится возможность увести транзитный автотранспорт за городскую черту. Ко второму этапу северного обхода — реконструкции участка от автотрассы М-4 «Дон» до поселка Щепкин — дорожники приступят уже в этом году. Одновременно идет разработка проектной документации на строительство и реконструкцию участка от автодороги Ростов — Новошахтинск до магистрали М-23, ведущей на Таганрог. Ну а завершить строительство северного обхода планируется в 2015 году.

В следующем году гос­компания  «Российские автомобильные дороги» по инициативе правительства области займется строительством восточного обхода Аксая. Это проект федерального уровня.

В сущности, речь идет о продолжении реконструкции знаменитой автомагистрали М-4 «Дон», новый участок которой начнется в районе Новочеркасской развязки и закончится в районе поселка Дорожный. Таким образом, транзитный транспорт, следующий на юг, будет выведен за пределы Аксая и Ростова. А нынешний участок М-4, проходящий через Аксай, останется частью транспортного кольца вокруг Ростова. При этом интенсивность движения по нему заметно снизится.

Уже в этом году будет введен в строй южный обход Красного Сулина. Вместе с уже сданным северным обходом Новошахтинска он составит транспортную систему, позволяющую обеспечить необходимой инфраструктурой Красносулинский индустриальный парк. Реконструирован участок магистрали Ростов – Семикаракорск — Волгодонск. Там построен новый мост через реку Маныч в Багаевском районе. Введен в эксплуатацию мост через Кагальник на автодороге Азов – Ейск в Азовском районе. Завершено строительство участка автодороги Шахты — Цимлянск в Октябрьском и Усть-Донецком районах.  Кроме того, начиная с прошлого года, реализуется чрезвычайно  важный для экономики области проект строительства новой автодороги Ростов – Азов. Она надежно свяжет Юго-Восточную и Новоалександровскую промзоны.

Вопрос цены и цена вопроса

Если в минувшем году на развитие донских автодорог в областном бюджете предусматривалось 10 млрд. рублей, то расходы дорожного фонда в этом году должны превысить уже 13,5 млрд. Из них более 4,5 млрд. рублей будет направлено на развитие дорожного хозяйства донских городов и районов. На строительство и реконструкцию дорог областного значения предусмотрено 2,8 млрд. рублей. На содержание автодорог регионального значения будет затрачено около 2,5 млрд. рублей.

Какая-то часть донских дорог со временем станет платной. Об этом говорят уже добрый десяток лет, и Д. Вартанян считает, что будут говорить еще какое-то время, пока такая перспектива не реализуется:

—  Для того, чтобы вводить платность на каких-то участках, надо их довести до нормативного состояния. Как минимум в течение 2013-2015 годов ситуация вряд ли изменится..

Ну а готовить в платные предполагается участок М-4 от Каменска до Новочеркасской развязки. Это примерно 100 километров. Но до того надо решить еще целый ряд непростых вопросов, начиная от решительного улучшения технологического состояния дороги, построенной по нормативам 60-х годов, ее обустройства, и заканчивая определением схем и формы взимания платы. От себя добавим: и об альтернативном бесплатном проезде позаботиться надо…

Что же касается размеров платы, то тут, по мнению заместителя губернатора, рассчитывать на большие деньги не приходится. Так уж устроена у нас пока экономика. Ведь даже, когда пытались ввести оплату проезда большегрузных машин по дорогам области осенью и весной, мера себя не оправдала:

—  Дело в том, что  расходы по организации взимания платы, как правило, превышают размеры самой платы. Последние же неадекватны расходам на восстановление дороги. Так какой смысл брать деньги и пускать на дорогу большегрузы?  Чтобы дорога и дальше разрушалась? Мое твердое убеждение: дороги сегодня надо проектировать под тот транспорт, который мы имеем, с учетом современных технических и технологических нормативов. Именно это и имел в виду губернатор области В.Ю. Голубев, когда говорил о необходимости строить дороги европейского уровня. 

«Автомобили буквально все заполонили…»

Одна из особенностей нашего нынешнего уклада: автомобильные перевозки теснят даже железную дорогу, не говоря уже об авиации и водном сообщении.

Так, окончательно ушли из нашей жизни пассажирские «Ракеты» и «Метеоры». Туда, куда раньше можно было добраться только по воде, сегодня пролегли дороги. И проезд по ним обходится значительно дешевле, чем по воде на какой-нибудь «Ракете». Стоимость пассажирских перевозок по воде Д. Вартанян сравнил с прогулкой на яхте средней руки. Так что если будет развиваться пассажирский водный транспорт, то только в экскурсионно-туристском направлении.

Не питает заместитель губернатора особого оптимизма и насчет близких перспектив так называемой малой авиации. Как бы нам того ни хотелось, а возродить внутриобластные маршруты сегодня не позволит экономика. Что вы хотите, если старый добрый Ан-2, бывший некогда основой нашей малой авиации, превратился нынче в анахронизм, для которого даже топлива уже не выпускается? Других же самолетов такого класса у нас нет. Да и цена… Кто станет сегодня платить 3000 рублей, чтобы долететь до Вешенской, когда по дороге туда можно добраться за 300? Пусть и за несколько часов – но в пределах разумного.

Поэтому в областном минтрансе стремятся быть реалистами:

—   Речь сегодня пока идет лишь о возобновлении полетов по межрегиональным маршрутам…

Но по большому счету, таких бы проблем да побольше, полагает Д. Вартанян. Ведь это проблемы развития, и свидетельствуют они о переменах в социально-экономической ситуации. О том, что жизнь не стоит на месте. Важно лишь уловить сигналы, которые она подает, и принимать верные, взвешенные и своевременные решения.