Так кратко можно охарактеризовать круг тем, обсужденных на вчерашнем 56-м заседании областного Законодательного собрания.

Оно носило внеочередной характер, поскольку потребовалось назначить дату выборов нового состава донского парламента.  Так как все уже давно знали, что выборы состоятся 8 сентября — в единый общероссийский день голосования,  от парламентариев требовалось просто оформить это соответствующим решением не позднее чем за три месяца до дня выборов. Как того требует закон. Что они с успехом и сделали.

Этим, собственно, «чрезвычайная» часть повестки дня была исчерпана, и дальше пошла обычная парламентская работа. Начав со ставшего уже традиционным раскассирования средств, поступивших в областной бюджет, депутаты плавно перешли к обсуждению законопроектов, внесенных в программу законодательной и нормотворческой деятельности.  Номером один среди них,  бесспорно, стал  проект областного закона «О капитальном ремонте общего имущества в многоквартирных домах». Как отметил представлявший законопроект министр ЖКХ области Сергей Сидаш, речь идет о выработке новой системы финансирования кап­ремонтов многоквартирных домов. Предложенный к обсуждению законопроект как раз и обозначает основные  звенья механизма такого финансирования.

Предполагается, что финансировать ремонты должны будут сами жильцы путем ежемесячных взносов. А вот накапливать их можно будет двумя путями: либо на специальном счете, открываемом в банке под ремонт конкретного дома, либо на счету регионального оператора. Последний — это новый элемент в структуре ЖКХ. Впрочем, как заметил председатель профильного парламентского комитета Владимир Гребенюк, новшество это уже было предусмотрено в Жилищном кодексе:

—  Закон позволит областному министерству ЖКХ учреждать операторов, способных производить необходимые работы и которым можно будет доверить финансовые средства…

Принятый вчера документ предусматривает создание на территории области одного регионального оператора. Помимо аккумулирования  взносов на капремонт,  ему придаются функции технического заказчика. И распоряжаться оператор станет не только деньгами граждан, но и средствами, которые будут поступать из бюджетов и Фонда содействия реформированию ЖКХ.  А это, по подсчетам В. Гребенюка, 3-4 миллиарда рублей в год. Деньги немалые.

Что касается жителей, чьи кровные призваны частично покрыть стоимость ремонта, то они смогут контролировать эффективность  их расходования через товарищества собственников жилья. А там, где ТСЖ не созданы, — через управляющие компании. Последнее, конечно, может оказаться узким местом нового закона. Серьезные проблемы наших УК общеизвестны. Однако В. Гребенюк убежден: лучше принять закон в таком варианте. Возможность проверить его на практике и потом поправить всегда есть:

—   Однозначно сказать, хорош закон или плох, пока нельзя. Но нельзя и не принимать его сегодня, когда на территории области насчитывается 21 тысяча домов, требующих капремонта.  Вся область подошла к такому моменту, когда жилье надо ремонтировать. Принятие закона позволить открыть финансирование ремонтов. Так что мы решили закон принимать, а потом, если потребуется, вносить поправки…

Есть один весьма показательный факт: притом что около 80% населения области высказываются  за создание механизма накопления средств на производство капремонта, только 4% готовы вносить свои деньги. Это означает только одно: с людьми надо работать. И не только опрашивать их перед принятием закона, что было депутатами сделано, но и отслеживать, как будет закон действовать на практике.

По признанию председателя Законодательного собрания Виктора Дерябкина, этого в парламентской деятельности еще не хватает.  И тем не менее сегодня депутаты всерьез задумались именно над этой стороной своей работы. В представленном на днях «Докладе о нормотворческой деятельности Законодательного собрания Ростовской области четвертого созыва (2008-2013 годы)» впервые предпринята, по словам  В. Дерябкина, «попытка подготовить не просто статистический сборник о количестве принятых законов и постановлений, но и объективно проанализировать, как работают законы, принимаемые донскими депутатами».

 А таких законов немало. Депутатами донского парламента четвертого созыва принято 1095 нормативно-правовых актов различного характера. При этом 118 — новые законы. Все они призваны улучшать жизнь людей. И люди должны знать о них. Это поможет целенаправленно привлекать их к законотворчеству. Ведь тот же «закон о капремонтах» своим рождением во многом обязан пожеланиям населения. По словам В. Гребенюка, к жителям Дона парламентарии будут обращаться и впредь: ведь в развитие закона еще предстоит выработать долгосрочную программу капремонтов жилья. И следует выяснить мнение людей, в частности, по очередности ремонтов, их объемам и пр.

Работа, конечно, кропотливая, требующая известного терпения. И порой может даже показаться скучноватой. Но если сказать, что ее результат — активизация общества, видится все в несколько ином свете. Ведь именно такой активности ждем мы все, когда говорим о созревании гражданского общества. А оно отнюдь не митинговой ажитацией достигается.