В стране идет обсуждение проекта федерального закона «Об основах общественного контроля». В числе тех, кто одним из первых выработал свои предложения и рекомендации к законопроекту, оказались парламентарии Юга России, входящие в Южно–Российскую парламентскую ассоциацию (ЮРПА).

На днях они обсудили этот документ и связанные с ним проблемы общественной активности в ходе видеоконференции. Заметим: первой в практике ассоциации.
BAM_8085.gif

Видеомост связал Ростов, откуда работой конференции руководила заместитель председателя областного Законодательного собрания, председатель парламентского комитета по законодательству, государственному строительству и правопорядку Ирина Рукавишникова, с региональными парламентами, входящими в ЮРПА. Депутаты, ученые, правоведы–практики и общественные деятели получили возможность обменяться мнениями и выработать согласованную позицию по одной из наиболее, пожалуй, важных последних инициатив федеральной власти.

BAM_8087.gif

Как справедливо замечалось в ходе дискуссии, проект закона при всей важности и актуальности темы не свободен от недомолвок, а то и прямых противоречий. Так, по словам И. Рукавишниковой, остается пока непроработанным вопрос о механизмах общественного контроля. В кабинете министров хотели бы сформировать некую самостоятельную структуру в рамках так называемого «открытого правительства», а точнее, в Минэкономразвития и Минсвязи (в части технического обеспечения). А в федеральной Общественной палате и там, где уже созданы региональные ее аналоги, считают, что новые структуры создавать незачем: общественные палаты уже достаточно окрепли, чтобы с успехом принять на себя контрольные функции. Ценность проходящих сейчас обсуждений в том и состоит, что они способствуют сближению позиций правительства и общественных палат:

BAM_8096.gif

— Концепция «открытого правительства» и законопроект «Об основах общественного контроля» вступили между собой в определенную конкуренцию. Поэтому разработчики и одного, и другого документа договорились, что необходимо обсудить все возникшие вопросы. Причем не келейно, в Москве, но и на уровне регионов...

Сразу скажем: региональные парламенты, так же как и общественность, склоняются к тому, чтобы делегировать контрольные функции общественным палатам. А это в свою очередь предполагает, что после принятия федерального закона «Об основах общественного контроля» придется серьезно корректировать и региональное законодательство. Возможно даже пойти по пути наделения правом законодательной инициативы отдельных граждан. Кстати, в ряде территорий Юга России шаги в этом направлении уже сделаны: в частности, в Волгоградской области право законодательной инициативы на региональном уровне получили почетные граждане.

Но, разумеется, мало провозгласить такие права и объявить о введении всеобъемлющего общественного контроля. Нужны реальные рычаги. А проще говоря, обычные технические возможности. По мнению
И. Рукавишниковой, в наш информационный век можно и должно использовать интернет–ресурсы. Как раз здесь и пригодится технический потенциал Минсвязи.

Сегодня, пожалуй, одной из наиболее острых и важных для общества является тема чистоты выборов. Контроль избирательного процесса — это одна из сфер приложения сил активистов–общественников гражданского общества.

Заместитель председателя облизбиркома Александр Энтин убежден: сегодня надо легитимизировать контрольную роль представителей правозащитных организаций. Именно эти структуры выглядят наиболее подготовленными и неангажированными. А значит, имеют полное право наблюдать за ходом избирательного процесса на законных основаниях. Это право и нуждается в том, чтобы его прописали в разрабатываемом ныне законе.

А вице–президент Союза работодателей Ростовской области Виктор Нетесанов в общественном контроле видит надежное средство укрепления системы социального партнерства:

—  Сама процедура работы над трехсторонним соглашением (власть, профсоюзы, работодатели. — В. К.) позволяет подвергнуть взыскательной и всесторонней общественной экспертизе многие действующие нормативно–правовые акты. Результаты такой экспертизы потом учитываются при разработке соглашения...

И напротив: если хотя бы одна из сторон игнорирует общественное мнение, такая позиция чревата правовыми и политическими промахами. В качестве примера
В. Нетесанов привел введение волевым порядком дополнительных страховых взносов, что лишь усилило давление на бизнес:

—  Если бы была соблюдена процедура общественного контроля, такое решение никогда бы не было принято...

Главное, по убеждению вице–президента донского Союза работодателей, чтобы обсуждаемый законопроект был теснейшим образом увязан с трудовым законодательством. Тогда закон будет успешно работать.

Повторим: непроработанных нюансов в законопроекте много. Скажем, как осуществлять общественный контроль силовых структур? Как добиться его эффективности, не вторгаясь при этом в область гостайны? На этот деликатный момент обратил внимание участников обсуждения профессор Южно–Российского института – филиала РАНХ и ГС при президенте России Павел Баранов.

И таких вопросов в ходе видеоконференции поднималось немало. Все они сегодня собраны, систематизированы и будут направлены ветвям власти и общественным палатам. В частности, донская общественная палата собирается обсудить законопроект «Об основах общественного контроля» уже в ближайшую пятницу. Как заметила, подводя итог обсуждению, И. Рукавишникова, по его результатам будут сформированы рабочие группы, которым предстоит вплотную поработать с высказанными замечаниями, предложениями и рекомендациями:

— Далее наши предложения будут направлены разработчикам закона, и мы надеемся, что они будут учтены...