Во время встречи с председателем Законодательного собрания области Виктором Ефимовичем Дерябкиным журналисты «НВ» обсуждали темы, подсказанные нашими читателями.

Открытая трибуна

Пять лет назад впервые избранный председателем донского парламента В. Дерябкин, не откладывая, решил встретиться с журналистами нашей газеты, в числе учредителей которой значится и Законодательное соб­рание области. Но в тот момент новоизбранный председатель только очерчивал для себя круг проблем, чтобы четче представить, чего ждут от законодателей жители Дона. Сегодня же опыт накоплен. На месте решенных проблем возникают новые. Что естественно: жизнь идет вперед.

ред-5.jpg

А вместе с жизнью меняется и областной парламент. Теперь уже три партийные фракции работают в его составе. Впервые, между прочим, в истории донского парламентаризма. Напомним: в Законодательном собрании предыдущего созыва, чьи полномочия закончились этой осенью, имелись две фракции. И это тоже было впервые. Именно на долю Дерябкина выпало осваивать практику организации парламентской работы в условиях двухпартийности. Теперь партийных фракций три — и снова приходится учитывать этот фактор, налаживая уже сотрудничество «единороссов», коммунистов и «Справедливой России». А впереди, полагает председатель ЗС, нас может ждать вариант многопартийного парламента:

— Плодотворно в парламенте могут работать и пять, и шесть, и даже десять фракций. Считаю, что полезно будет, если со временем ряд наших вновь образованных партий сумеет преодолеть процентный барьер и их представители займут депутатские места в зале заседаний.

Наличие депутатских фракций на региональном уровне, таким образом, не просто желательно. Оно, убежден Дерябкин, сегодня жизненно необходимо:

—  С одной стороны, я как лидер фракции правящей партии должен стремиться к сохранению и упрочению нашего парламентского большинства. Но как председатель Законодательного собрания не могу не понимать, что ситуация, когда большинство составляет 99 % , а на долю оппозиции выпадает всего 1 %, не пойдет на пользу обществу. Поэтому я обязан выстраивать конструктивное взаимодействие…

Всем нам памятны парламентские ристалища перестроечной поры. Митинговая разноголосица на съездах народных депутатов мало способствовала вдумчивой законодательной деятельности. Да и у нас в Законодательном собрании первого созыва пустого шума хватало. Это позже пришло к нашим избранникам понимание ответственности перед людьми и осознание своей роли законотворцев — своего рода каменщиков на стройплощадке современного общества. Ничего общего эта роль с демагогией популизма не имеет.

Но любое строительство пойдет быстрее, если действия строителей будут согласованны. А это возможно только при учете мнений всех депутатских фракций, что позволяет взять на вооружение все рациональные идеи:

— Принцип такой: есть вопрос — отрабатываем его вместе. Другого не дано. Ведь все мы работаем в интересах жителей нашей области...

Отрадно, что по такому же пути идет и исполнительная власть. Выдвинутый донским губернатором Василием Голубевым принцип «3+1» сегодня уже успешно реализуется. Губернатор, как он и обещал, отвечая недавно на вопрос «Нашего времени», уже встретился с руководителями трех парламентских фракций. На встрече, открывшей целую серию регулярных консультаций, обсуждались проблемы формирования областного бюджета следующего года. И сегодня, когда бюджет уже принят Законодательным собранием, можно убедиться: многое из того, что обсуждалось в разговоре главы области с депутатами, нашло свое отражение в окончательном его варианте. И прежде всего — обеспечены социальные статьи бюджета.

Очевидно, что сегодня основополагающие законопроекты требуют более широкого обсуждения. Так, кстати, было с бюджетом, который, помимо прочего, прошел через общественные слушания. И такой подход, по убеждению спикера, должен войти в систему:

— Не только вопросы бюджета заслуживают участия общественности. Понимая это, мы создаем в донском парламенте так называемую «открытую трибуну». На приоритет не претендуем — с некоторых пор такая площадка с успехом действует в Госдуме. А у нас долгое время также успешно работал «круглый стол» политических партий и движений с участием 33 общественных организаций. Предлагаемая же сегодня форма позволит значительно расширить аудиторию. А значит, получить более полную картину общественного мнения по наиболее значимым для области проблемам.

Добавим: «открытая трибуна» в стенах донского парламента должна начать работу сразу после новогодних праздников. И выход на нее никому не будет заказан. Собственно, эффективно работающий парламент всегда должен быть открыт для конструктивного диалога. Должен являться такой открытой трибуной. Без всяких кавычек.

Работаем вместе

Тем, заслуживающих, на наш взгляд, широкого обсуждения с последующим выходом на законодательные решения, у нас накопилось немало. С наиболее актуальными мы и познакомили главу донского парламента. Так, очевидно, что иначе должно выглядеть законодательное обеспечение прав и обязанностей глав муниципалитетов. То, что существует сегодня, никак не способствует закалке их политической воли. Напротив, выгодной оказывается страусиная политика, когда глава в упор не желает видеть сложные проблемы. И уж тем более решать их. Себе дороже…

ред-3.jpg

Нетрудно спрогнозировать, чем это может закончиться. В. Дерябкин согласен:

— Это катастрофа, когда первое лицо муниципалитета не может или не хочет видеть острые проблемы своих территорий. Когда боится их, не зная, как наладить диалог с местным сообществом.

Но таким руководителям, убежден председатель ЗС, надо прежде всего помочь. Поддержать их — в том числе и законодательными мерами. Пусть не покажутся частными и далекими от политики такие нормативно-правовые акты, как, скажем, тот, что устанавливает норму нагрузки на гектар угодий при выпасе скота. Они затрагивают жизненные интересы многих людей, а значит, имеют отчетливую социально-политическую окраску. Определенные сверху, без учета местной ситуации нормативы ничего, кроме возмущения людей, вызвать не могут. Поэтому не исключено, что сегодня целесообразно делегировать установку таких норм муниципалитетам. Как и определение сроков стойлового содержания скота.

Но если в данном вопросе еще стоит сравнивать варианты и считать, то необходимость законодательного обеспечения мер поддержки семейных ферм очевидна. Наша газета с легкой руки Натальи Нарсеевой неоднократно поднимала эту тему, с тревогой рассказывая, как крупные структуры вытесняют на селе малый бизнес, который здесь представлен как раз фермерскими хозяйствами. На положении сельских отраслей, того же животноводства, это сказывается однозначно негативно. Пример: ситуация в Азовском, Кагальницком, Неклиновском районах, когда пришедший туда в свое время агрохолдинг «Валары-агро», по сути, подавил деятельность животноводческих ферм.

Кто следит за нашими пуб­ликациями, тот знает: газета накопила опыт поддержки фермерских семейных хозяйств. Так, ферма многодетной семьи Дыхно, начав с нуля, при нашей поддержке сегодня уже сводит баланс с плюсом. И даже признана лучшей фермерской семьей года. Но сколько не просто фермерских хозяйств, но целых сельских поселений оказываются беззащитными перед приходом в село крупного капитала, зачастую весьма далекого от аграрной тематики?

ред-1.jpg

Мы предложили Виктору Ефимовичу совместными усилиями поддержать поселения и фермерские хозяйства в их выходе из кризиса. Создать вокруг ситуации атмосферу информационной открытости и наладить соответствующий правовой механизм. Ожидали ответного интереса. И рады, что не ошиблись:

— Что ж, давайте работать вместе…

Слова о необходимости совместной работы еще не раз звучали во время встречи с председателем донского парламента. Шла ли речь об экологических угрозах или о положении со здравоохранением в глубинке, которое наша коллега Людмила Кравченко охарактеризовала как обезлюживание...

В. Дерябкин все сказанное записал в блокнот, пообещав переговорить с думскими коллегами на предмет соответствующих законодательных инициатив. Впрочем, кое-что можно сделать и на уровне региональном. Так, спикер донского парламента согласился с нашим предложением, не дожидаясь федерального нормативно-правового акта, принять областной закон, обязывающий торговые предприятия обеспечивать очистку собственных стоков и отходов.

Если тебе депутат имя…

К сожалению, опыт взаимодействия донских парламентариев с коллегами-думцами пока не обнадеживает. Пренебрежительное отношение к законодательным инициативам, направляемым в Госдуму, не одним созывом донского парламента отмечалось. Да и парламентарии других регионов тоже сталкиваются с подобным отношением. Если такая ситуация сегодня и меняется, то, увы, крайне медленно. В. Дерябкин назвал цифры:

— Из 400 законодательных инициатив, поступивших в прошлом году от регионов, лишь менее 40 превратились в законы…

Хотя предложения, поданные региональными парламентами, слабо проработанными или местечковыми назвать никак нельзя. Разве не требует внимания федеральных законодателей проблема бездомных животных? Донские депутаты еще два года назад внесли соответствующую инициативу. А в ответ только «парламентский футбол». Никак не разберутся думцы, какой из уже принятых в свое время нормативно-правовых документов взять за основу. То ли тот, что относит решение проблемы на уровень территорий, то ли другой, отдающий полномочия по этой части муниципалитетам...

Аналогичная ситуация сложилась и с инициативой по передаче лесополос в ведение регионов и муниципалитетов. Пока ими занимаются федеральные ведомства, такие посадки остаются, по сути, бесхозными. И опять два года длится выяснение отношений. И вновь донские законодатели готовят соответствующую инициативу.

Над поправками в тот же Водный кодекс, отдельные положения которого создают проблемы для рыбоводства, донским депутатам тоже два года пришлось работать, доказывая думцам необходимость их принятия. Даже думская комиссия на Дону побывала. В конце концов, сумели убедить несговорчивых коллег. Что, по оценке В. Дерябкина, не может не обнадеживать:

— Своим коллегам не устаю повторять: есть инициатива — добивайтесь, чтобы она не осталась без внимания. Задействуйте депутатов от области в Госдуме, используйте механизм Южно-Российской парламентской ассоциации…

Как видим, упорство – одно из важных условий успешной парламентской деятельности. Но опыт показывает: далеко не каждый наш избранник оказывается способным на такой упорный труд. Не оттого ли сегодня падает депутатский престиж и низок, так сказать, моральный статус законотворцев? Чего только сегодня про ту же Госдуму не говорят. В результате недавно даже опрос родился «Нужна ли нам Дума?». И результаты его заставляют задуматься…

Проблема существует, согласен спикер. В том числе и на региональном уровне. И хотя у нас в области мы еще не задаемся подобным диковатым вопросом, это не значит, что в донском законодательном корпусе собрались все сплошь рыцари без страха и упрека:

— Я, помнится, был огорчен, когда по результатам соцопроса выяснилось, что о нашей работе знают всего 5-7% жителей Дона. Так вот: чтобы не возникало вопросов типа «А нужно ли нам Законодательное собрание?», нам надо пахать и пахать. С пониманием того, что вся жизнь и вся политика уходят корнями в территории.

Несмотря на ограничение во времени — Виктор Ефимович торопился на совещание, связанное с подготовкой бюджетного законопроекта к окончательному чтению, — поговорили мы в этот день о многом. Об угрозе кадрового кризиса в муниципальном звене, об особенностях бюджетного процесса, о ближайших планах донских законодателей... Вспомнили и о патриотической акции «Наша Победа: родные лица». Председатель донского парламента согласился с нами: такие акции должны стать постоянными, а не проводиться «к дате», и обещал всемерную поддержку.

Разумеется, мы не ждали от гостя готовых решений. Цель встречи видели в другом: чтобы донести до второго лица в области то, чем живут сегодня наши сограждане. И, думается, нас услышали. Председатель донского парламента ясно дал понять: законодатели рассчитывают на продолжение и углубление сотрудничества с газетой. Что полностью отвечает и нашим устремлениям.