На стене в кабинете заместителя председателя Законодательного собрания области Сергея Александровича МИХАЛЕВА обращает на себя внимание фотография. Хозяин кабинета и донской губернатор в забое одной из новых шахт. Достаточно взглянуть на этот снимок, почувствовать его настроение, чтобы понять: шахты, угледобыча остаются вечной любовью Михалева. 

Высококлассный инженер, недавний успешный министр промышленности области... Это он десять лет назад нашел оригинальное и единственно верное техническое решение, позволившее спасти горняков шахты «Западная-Капитальная». И вот такой человек уходит в далекую, казалось бы, от чисто практических дел сферу законотворчества. Почему? С этого вопроса и начался наш разговор…

— Конечно, это новый этап жизни. Во многом так сложилось. Получил предложение от парторганизации «Единой России» на сентябрьских выборах в Законодательное собрание побороться за депутатское место в одномандатном округе. К тому времени после ухода из областного минпрома успел и на строительстве шахты поработать, и в федеральном Министерстве регионального развития, где занимался вопросами ЖКХ, стратегии территориального и социально-экономического развития в масштабах ЮФО. Вопросы, может, напрямую с политикой не связаны. Но то, что они на политику влияют — безусловно.

Может, оттого и принял поступившее ко мне предложение. Тем более что баллотироваться предлагалось в Красносулинском одномандатном округе № 6, на близкой мне по всей предыдущей практической деятельности земле. Красный Сулин и район, Гуково, Зверево… Очень непростой округ. С массой проблем, которые знакомы мне не понаслышке.

 Сегодня, как я понимаю, проблемами Восточного Донбасса вам приходится заниматься не только как избранному депутату, но и в более широком смысле  как заместителю председателя донского парламента?

— Да, в Законодательном собрании курирую работу трех комитетов: по строительству, ЖКХ, энергетике, транспорту и связи, по социальной политике, труду и межпарламентским отношениям и комитет по молодежной политике, спорту и туризму.

 Откровенно говоря, логично было бы и комитет по промышленности оставить за вами. Хотя и без того ваша сфера определяет промышленную политику области…

— Разумеется, состояние промышленности и ее развитие из моего поля зрения не выпадают. Этим приходится заниматься рабочей группе по проблемам шахтерских коллективов, членом которой я состою. А это ведь целый пласт крайне непростых и острых вопросов. Не сегодня они возникли и вот продолжают тревожить область. Ряд угледобывающих предприятий находится в процедуре банкротства. А это прежде всего проблема долгов по зарплате. Вошел в группу, созданную по предложению правительства, не в последнюю очередь, и потому, что большинство проблемных предприятий находится на территории моего избирательного округа.

— Как законодатели могут повлиять на ситуацию? Ведь очевидно, что задача депутата  не раздавать всем бедствующим по копеечке, а сделать так, чтобы подобных социальных бедствий становилось все меньше.

— Признаюсь, во мне до сих пор сидит практик, и я то и дело сбиваюсь на поиск сиюминутных решений. Более искушенные в парламентской деятельности коллеги удерживают...

Да и сам тоже многое начинаю видеть. Взять хотя бы эту вялотекущую ситуацию в Зверево, где горняки-пенсионеры вот уже который год пытаются добиться решения проблемы снабжения их пайковым углем. К этой проблеме добавляется и целая серия других. Что и питает протестные настроения. Почву для протестов создавала и позиция местной власти. Прежнее руководство города людей просто не слышало.

Сегодня социальная атмосфера в городе разряжается. В немалой степени на это повлиял приход на градообразующее предприятие — шахту «Обуховская» нового инвестора в лице украинской компании ДТЭК.

Зато осложнилось положение в Гуково. Группа предприятий, принадлежащих московской компании «Кингкоул», где работают многие гуковчане, влачит жалкое существование. Люди до сих пор не получили ноябрьскую зарплату. На прошедшем на днях выездном заседании нашей рабочей группы руководители обещали «что-то заплатить». Вот вам иллюстрация к проблеме моногородов. Проблема отдельно взятого предприятия оборачивается социальным неблагополучием всего города. И совсем не случайно президент в своем послании вновь поднял тему моногородов. А то ведь до дикости уже доходит: на полном серьезе некоторые так называемые эксперты предлагают переселить отсюда жителей…

— Ну, это старая песня… Еще во времена «рельсовой войны» от москвичей слышал идею организовать работу в Шахтах вахтовым методом…

— В списке моногородов 343 города. Это куда же прикажете девать проживающих там людей? Благо, президент привел в чувство прожектеров, призвав вернуться к программе развития моногородов и вплотную ею заниматься. И для Гуково, и для Зверево, и для Красного Сулина есть полный смысл развивать технопарки. Или индустриальные парки, как это обозначено в послании президента. Надо сказать, кое-что в этом году уже сделано. Доклад областного Агентства инвестиционного развития, представленный на недавнем заседании Законодательного собрания, дает неплохие перспективы развития Восточного Донбасса.

— Может, сегодня нужен областной закон о моногородах? Что-то подобное старому закону о приоритетном развитии шахтерских территорий? Тот ведь сумел выполнить свое предназначение…

— Вопрос сложный. Ведь и тот прежний закон принимался непросто. Помню, какие дискуссии шли тогда в областном минпроме… Надо очень тщательно обдумать законодательные меры, понять, что мы хотим получить в результате. В частности, очень внимательно подойти к вопросу создания преференций для развития малого и среднего бизнеса. Но решать вопрос, мне думается, все равно придется. Ведь эффект от такого законодательного регулирования налицо. Смотрите: расположился в Новошахтинске нефтеперерабатывающий завод, и это сразу изменило к лучшему социально-экономическую ситуацию в городе. Аналогичная картина и в Шахтах, где заработал электрометаллургический завод. Все это стало возможным благодаря мерам, заложенным в законе о шахтерских территориях.

— А ситуация в энергетике требует сегодня законодательного регулирования на региональном уровне?

— Сегодня для нас важно совместно с исполнительной властью успешно довести до логического конца эксперимент с введением социальной нормы на энергопотребление гражданами. Оценить как плюсы, так и минусы проекта и выработать взвешенные предложения. И такие, чтобы они были приняты. Тогда с 1 июля наступающего года мы могли бы жить по новым правилам. В частности, получили бы возможность в определенных пределах регулировать тариф на электричество.

Губернатор заметил недавно, что от введения нового порядка оплаты энергопотребления должны выиграть 80 % населения области. Я думаю, даже больше граждан смогут выиграть, если правильно будет поставлено дело. И это при том, что поначалу проект этот я воспринимал с известной долей скептицизма. И то сказать: сырой был поначалу проект. Однако в процессе пилотной обкатки многие огрехи удалось устранить. Сегодня видно: основные акценты в эксперименте расставлены верно. Отрадно уже то, что жалоб и обращений по поводу завышенной платы за свет от людей поступает мизерное количество. Сужу в первую очередь по своему округу. Ну, и по тому объему обращений граждан, которые стекаются ко мне как к заместителю председателя донского парламента.

Нам теперь необходимо довести дело до конца. Добиться утверждения наших предложений по повышению соцнорм на последующих членов семьи, по распространению льгот на многодетные семьи и по учету особенностей климата области. Скажу так: если все это будет принято, мы выйдем на минимальную по ЮФО стоимость киловатт-часа электроэнергии. А ведь до сих пор у нас было едва ли не самое дорогое электричество. Дальше будем смотреть: потребуется ли дополнительное законодательное регулирование процесса.

 Насколько оправдан порядок, по которому управляющие компании перестают быть посредниками в расчетах граждан с поставщиками ресурсов? Потребителей вынуждают заключать прямые договоры с ресурсниками.

— Это не порядок, а беспорядок! Тем самым и технические, и коммерческие убытки ресурсоснабжающих организаций перекладываются целиком на плечи потребителей. И конкретно на добросовестных плательщиков. Я согласен с прокурором Зверево, опротестовавшим введение подобных правил игры.

 Думается, законодателям здесь есть что сказать…

— Как бы ни казалась заманчивой идея общения с поставщиком без посредников в лице управляющей компании, повлиять на размеры потерь, на тех недобросовестных плательщиков рядовой потребитель не может. У него остается только одно право — платить по предъявляемым ему счетам. Фактически создается ситуация, когда общедомовым имуществом никто не управляет. За него просто тупо начисляются деньги, которые и достаются из нашего кармана. Потребитель же сегодня оказывается беззащитен перед монополистом с его колоссальной юридической службой. И мало что способен доказать. Он бесправен: ведь у большинства даже оформленных договоров с ресурсниками нет. По существу, своей долей в общедомовом имуществе потребитель доверяет управлять совершенно посторонним людям. Тогда как должен делать это сам или через доверенных лиц.

Как же менять ситуацию? Заинтересовался этим вопросом, и результатом стала серия встреч с руководителями управляющих компаний. Поговорил и с теми, кто сегодня заседает в донском парламенте. У нас директоров УК двое: Владимир Ильич Сакеллариус, директор ООО «Квадро», и Вячеслав Юрьевич Хачатурян, возглавляющий ООО «СК Лидер». У Сакеллариуса вполне успешная компания, к нему дома в очередь выстроились. Но даже он пока срабатывает по нулям. Говорит, что на прибыль рассчитывает выйти лет через пять…

Характерно, что начали в компании с решения вопросов энергосбережения. Хорош федеральный закон № 261, но ведь той жесткой системы контроля за расходованием ресурсов, которую он установил, сегодня уже нет. Хотя бы потому, что Ростехнадзор нынче не тот. Многое все больше начинает зависеть от УК. И эффективные компании это понимают. Наводят порядок с приборами учета, электропроводкой, утепляют подъезды и тепловые вводы, ставят энергосберегающие лампы и другое оборудование… Скажите, нужно ли эту деятельность как-то законодательно регламентировать? В конце концов, закон есть, изменились только механизмы его реализации. Возможно, их и следует прописать. И поддержать передовые УК, чтобы не платить бесконечно за все растущие убытки.

В донском Законодательном собрании подготовлены соответствующие предложения в федеральное правительство с тем, чтобы там внесли изменения в собственное постановление № 345. Думаем еще раз внимательно пересмотреть их уже в январе с учетом более свежих данных. И уже потом отправлять в Москву. Хочу сказать, что подготовка подобных инициатив – тоже часть нашей законодательной и нормотворческой деятельности.

— Мы затронули только часть тех проблем, с которыми вам приходится сталкиваться в своей парламентской деятельности. К сожалению, неподнятыми сегодня остались вопросы транспорта и связи. А там тоже немало моментов, задевающих интересы широкого круга граждан. Но всего в один разговор не вместишь. Поэтому, заканчивая его сегодня, сразу делаем заявку на продолжение. А пока с наступающим Новым годом вас и ваших коллег. Новых эффективных законов. Это нужно и законодателям, и избирателям.

– Спасибо. Хочу в свою очередь поздравить с Новым годом как всех своих избирателей, так и читателей «Нашего времени»