Именно эти слова звучали на завершающем 2013 год заседании областного правительства. Разговор шел о том, как добиться реализации закона об областном бюджете на 2014-2016 годы. Обсудили также концепцию промышленной политики области до 2020 года.




Если кто-то из собравшихся на расширенное заседание руководителей надеялся на предпраздничное мероприятие, то ожидания не оправдались. Хотя в углу и мерцала новогодняя елка, «разбор полетов» был достаточно суровым. Слишком серьезна ситуация, сложившаяся на конец года. Недоимки налогов, невыполнение взятых обязательств, неосвоенные средства — перечень достижений с частицей «не» прозвучал и в докладе министра финансов Лилии Федотовой, и в выступлениях глав ряда территорий, и в комментариях губернатора. Время торопит, а 184 муниципальных образования еще не приняли свои бюджеты. Такая неопределенность чревата серьезными осложнениями уже в начале следующего года. Область просто не сможет перечислять деньги – города и районы останутся без поддержки… Главы 18 территорий обратились за финансовой помощью в декабре, а это – слишком поздно… По итогам года сумма, потребовавшаяся для помощи муниципалитетам, выросла с 470 миллионов до 1 миллиарда 200 миллионов рублей…

Поэтому постановление правительства содержит очень жесткие требования: не позднее 31 декабря в министерство финансов должен быть предоставлен прогноз поступлений налоговых и неналоговых доходов на 2014 год с разбивкой по месяцам и кодам классификаций. В первые 15 рабочих дней федеральному бюджету надо вернуть не использованные на первое января остатки бюджетных трансфертов. В безусловном приоритете на следующий год остаются социальные выплаты, оплата труда, обеспечение медикаментами, питание, налоги… В будущем году «агрессивная бюджетная политика станет путем к успеху» — заявила министр финансов.

Вызванные затем на трибуну главы районов и городов отвечали на достаточно неприятные вопросы губернатора. Например, у главы Родионово-Несветайского района А.Кучмиева Василий Юрьевич поинтересовался, каким образом просчитывается бюджет – на основании прогноза или «произвольного планирования». Ответ «немножко не сбылись планы» губернатора не устроил: «Если нет доходов, зачем планируете расходы?»

Мэр Азова С. Бездольный гарантировал, что детский садик в микрорайоне «Солнечный» будет работать с 1 января, несмотря на достаточно сложную историю с выделением средств на его строительство из бюджетов разных уровней. Рассказал и о мерах, которые предпринимаются по сокращению задолженности в областной бюджет.

— Шахта «Алмазная» стоит из-за огромных долгов энергетикам. «Ростовская» стоит и работать, скорее всего, не будет. «Замчаловская» пока работает… — выступление мэра Гуково В.Горенко оптимизма не прибавило. Невыплаченные зарплаты и невозможность договориться о чем бы то ни было с собственником шахт, не доставленные из-за плохой работы почты налоговые извещения, как следствие —  рост недоимки в бюджет…Правда, на вопрос губернатора о возможном возврате в федеральный фонд 47 миллионов неосвоенных средств на переселение из ветхого жилья глава заверил, что возвращать их не придется —  дома уже заселяют…

А вот в Таганроге из 115 миллионов использовано… 14! И даже волшебник не сможет освоить оставшиеся суммы до конца года. Мэр В.Прасолов рассказал о трудностях, с которыми приходится бороться: подвел подрядчик, резко сократился частный бизнес, на «ТаГАЗе» уволили 1900 человек, оптимизация ждет ­«ТАГМЕТ», судебные приставы не могут взыскать налоги…

- Не пытайтесь отчитываться, стоя перед зеркалом. В этом случае в финале всегда будут аплодисменты. Давайте не успокаивать друг друга: «Все плохо!». Работать надо! — губернатор был резок. Двух из пяти имеющихся у В.Прасолова замов он посоветовал освободить от всех обязанностей и поставить исключительно на сбор налогов. А в правительстве будет сформирована специальная группа по Таганрогу, которой предстоит «разруливать» ситуацию…

Вопросы возникли и к мэру Ростова. Почему, например, ставки земельного налога для учреждений социальной сферы городская Дума подняла в 2 раза, а для рынков — в 1,18? И что делает руководство города для снижения недоимки?

К аргументам, приведенным М.Чернышевым, губернатор прислушался: в частности, его явно заинтересовала сравнительная статистика по «налоговой нагрузке» на 1 квадратный километр в столицах соседних регионов. Ростов тут, к сожалению, опережает всех. А это может серьезно отпугнуть инвесторов. Что касается ставок, то и тут есть свои резоны — у социальных учреждений они всегда были «ниже нижнего». К тому же городу теперь приходится платить серьезно возросший налог на имущество учебных заведений...

Но Ростов по-прежнему имеет самый большой «индекс привлекательности» для инвесторов, здесь — очень высокая деловая активность и потенциал, а поэтому и работа городских властей должна служить примером для всех остальных.

Что касается концепции промышленной политики области, то в целом ее одобрили, отметив рост инвестиций. Причем тенденция эта должна сохраниться и в наступающем году.\