Недавнее назначение заместителем губернатора области Александра ИЩЕНКО вызвало большой интерес. Большинство наблюдателей сходилось на мысли, что это кадровое решение свидетельствует о намерении областной власти в определенной степени перестроить отношения с муниципалитетами. Сам Александр Валентинович отрицать не стал: да, вопросы местного самоуправления будут для него одними из ключевых.




— Муниципальное развитие — это та сфера, которая была мне близка практически все последние 18 лет — время работы в Законодательном собрании области. И остается близка. Достаточно сказать, что я по-прежнему председатель регионального отделения Всероссийского совета местного самоуправления — общественной организации, объединяющей муниципалитеты страны, в том числе и все донские. Так что, с одной стороны, дело знакомое. Но с другой — потребует взгляда с иной позиции. С позиции уже не законодательной, а исполнительной власти.

 А достаточно ли сегодня у исполнительной власти рычагов влияния на муниципалитеты? Можете вы, что называется, на свежий взгляд оценить? Вот такой конкретный пример: оказывается, областное министерство ЖКХ не в состоянии активно повлиять на районные коммунхозы. И сводки, и доклады у них отбирают чисто формально. Подшили — и забыли...

— Эта проблема — системная. И связана с тем, что весь наш механизм управления в начале 90-х годов был сконструирован, исходя из одного посыла. Согласно ему, муниципалитеты в управленческом и организационном плане не должны зависеть от органов государственной власти. Тогда нам казалось, что стоит только взять лекала, по которым строится жизнь общества в других странах, —и все у нас успешно заработает.

Однако опыт показал, что в условиях нашей страны было неразумно игнорировать существование у нас традиционных вертикальных связей между органами государственной власти и местным самоуправлением. Тем более что такая вертикализация стала частью психологии чиновника...

 Пожалуй, и психологии простых людей тоже...

— Безусловно. И такая модель управления продолжает присутствовать и даже реализуется, несмотря на отсутствие законодательного регулирования. Так что не случайно в декабре прошлого года президент сформулировал задачу: пересмотреть подходы к организации местного самоуправления. Для Ростовской области, где сохраняется устойчивая система управления, вопрос взаимоотношений региональной и местной властей, думается, не настолько остро стоит. Что, тем не менее, не исключает возникновения проблемных ситуаций. Причем, как правило, в таком достаточно слабом звене, как ЖКХ, — что мы могли видеть у нас на примере последних событий, вызванных непогодой. Возможностей юридического механизма для того, чтобы привлечь к ответственности нерадивых, хватает не всегда. Оттого и задаемся мы сегодня вопросом: что нужно изменить в системе местной власти для того, чтобы она работала лучше и более эффективно взаимодействовала с региональным уровнем?

 И мысли есть по этому поводу?

—И мысли есть, и предложения. А об их реализации поговорим через несколько месяцев. Но первым делом надо обсудить все идеи с муниципальным сообществом. Скажу только, что о радикальных переменах речи нет. Но там, где взаимоотношения пробуксовывают, изменения нужны. В конце концов и власть, и общество должны меняться вместе с меняющейся жизнью.

 Но наверняка это лишь одна из задач, поставленная перед вами губернатором. Какие еще вопросы предстоит вам решать?

— Прежде всего изменить формат взаимоотношений областных органов власти с политическими партиями, общественными организациями, некоммерческими структурами. Необходима более динамичная информационная политика. Жизнь требует отказа в общении с людьми от чиновничьего языка — только так можно донести до каждого человека содержание принимаемых областной властью решений. Да и на муниципальном уровне тоже.

Большой вопрос — работа с обращениями граждан. Существующая здесь система унаследована нами от советского прошлого. И нельзя сказать, что за последние два десятилетия она сильно модернизировалась. А между тем все больше услуг становится доступно в электронном виде. Развиваются новые средства коммуникаций. А система работы с обращениями остается прежней... Разве что добавилась возможность писать электронные письма. Но отношение чиновника это меняет мало.

По собственному депутатскому опыту знаю: можно и нужно говорить с людьми неказенным языком. В ходе приемов, что довелось вести в минувшие 18 лет, убеждался, как важно вникнуть в ситуацию, о которой говорит тебе избиратель, и вместе с ним постараться найти выход. Хотя есть и в принципе нерешаемые вопросы. Но тогда будь добр объясни, почему он требует невозможного. По-человечески объясни... На мой взгляд, 99% проблем в отношениях простых людей и представителей власти носят личностный характер. А значит, поддаются корректировке. И должны корректироваться.

Но пока наш чиновный люд еще, что называется, не проникся... Оттого и не все наши законы, даже добротно подготовленные, исполняются. Вот недавно донские законодатели приняли Закон «О бесплатной юридической помощи» Нужный и важный закон. Но ведь не работает в полную силу. Хотя нужда в юридической поддержке, мы знаем, острая. Все упирается в качество разъяснения людям их законных прав...

Сказанное особенно важно на старте очередного и весьма важного для области избирательного цикла. Сейчас предстоит понять, как местная власть, политические партии будут участвовать в избирательном процессе. Добиться, чтобы участие это было максимально эффективным. Надо разобраться со структурой и кадрами. Найти новые пути влияния на кадровую политику в муниципалитетах. Уточнить систему взаимоотношений исполнительной и законодательной властей. Не исключено, что предстоит проанализировать и переосмыслить существующие модели отношений между органами власти и средствами массовой информации. Короче: хочешь добиться цели — приложи усилия.

Задач много. Конкретные пути их решения я, разумеется, сейчас назвать еще не готов. Но с подачей предложений губернатору затягивать не стану. И когда они станут программой, тогда можно будет поговорить о тактике действий власти более предметно.