Конфигурация местного самоуправления скоро может поменяться. То, о чем с известной долей скепсиса говорили еще три месяца назад, сегодня обрело зримые черты законодательной инициативы. И даже больше: создана концепция федерального нормативного акта, направленного на изменение известного 131-го Закона «Об общих принципах организации местного самоуправления». А по сути, не так уж много от прежних принципов оставляющего.

Десять лет спустя

Ростовская область 10 лет назад попала в число регионов, где реформа в порядке эксперимента стартовала на пару лет раньше. И, как показала практика, это был верный шаг.

BAM_2711.jpg

Власти во многих случаях действительно удалось приблизить к людям. А целый ряд глав поселений проявили себя как самобытные, нестандартно мыслящие руководители территорий и получили известность далеко за пределами своих поселений. Достаточно назвать главу администрации Летницкого сельского поселения Песчанокопского района Наталью Ткаченко, столько сделавшую для преображения своего родного Летника. Или Владимира Гордиенко, возглавляющего Покровское сельское поселение в Неклиновском районе. Кстати сказать, Гордиенко и многие его коллеги приняли активное участие в обсуждении концепции готовящихся на муниципальном фронте перемен. Ее рассмотрели на совместном заседании правления ассоциации «Совет муниципальных образований Ростовской области» и президиума регионального отделения Всероссийского совета местного самоуправления.

BAM_2722.jpg

– Обсуждаемый документ направлен на реализацию двух ключевых задач: сокращение «расстояния» между муниципальной властью и гражданами, а также на формирование широкой муниципальной базы подготовки управленческих кадров, — так охарактеризовал суть предлагаемого обновления местного самоуправления заместитель донского губернатора Александр Ищенко.

По его словам, главное в проекте это то, что меняется нагрузка на базовый уровень местного самоуправления. Если сегодня федеральным законом предусмотрена нагрузка на первый уровень муниципалитетов — 40 полномочий, то по проекту будет 13. Остальные должны перейти на районный уровень.

Но перераспределение полномочий не может не повлечь за собой и глубокие структурные перемены. Так, поправки, предлагаемые в закон о местном самоуправлении, преображают избирательный механизм. Уйдут в прошлое прямые выборы на всех уровнях. Возможность избирать себе депутатов и глав останется только у жителей сельских поселений, малых городов и районов городов крупных. Последние из административных единиц превратятся в муниципалитеты. В больших же городах глав будут избирать местные Думы из своего состава. Тот же порядок выбора первого лица предусмотрен и для муниципального района. Более того: в этих территориях предполагается ввести должность главы администрации. Его уже звучно на заграничный манер нарекли сити-менеджером. Утверждаемый конкурсной комиссией, работать этот чиновник должен будет на контрактной основе.

Уездный вежливый гавот

Донское муниципальное сообщество в целом спокойно восприняло перераспределение полномочий между поселениями и районами. Но вот в отношении предлагаемого порядка формирования местного самоуправления разделилось, по меньшей мере, на три заметные группы.

BAM_2758.jpg

Где к предлагаемым новациям отнеслись вполне благосклонно, так это в районах.

Общее настроение руководителей этих территорий выразил глава Кагальницкого района Игорь Грибов:

– Считаю, что глава муниципального образования должен назначаться. Способы могут быть разными: губернатор предложил, депутаты поддержали, депутаты предложили, губернатор утвердил. И на этом вопрос закрыли. Что нам важнее — форма или содержание?..

BAM_2727.jpgБолее того: аналогичную схему взаимоотношений кагальницкий глава предлагает установить и на уровне «район — поселение»:

— Я не могу ни выговор объявить, ни премию дать главе поселения, ни в отпуск его отправить... Это неправильно. Вертикали нет. А если учесть, что нам не подчиняются ни милиция, ни налоговые органы, ни пожарные... Хотя мы и их работу делаем. И вопросы безопасности решаем, и с терроризмом боремся...

BAM_2748.jpg

Иными словами, выражая полную готовность быть включенными в общую вертикаль власти, кагальницкий глава и поддерживающие его руководители территорий не прочь обзавестись и собственной вертикалькой. И готовы заплатить за это даже снижением степени своей легитимности.

Все остальное – от лукавого. А точнее – от «Голоса Америки». Это уже глава Каменского района Николай Кольжанов определил: мол, прислушивались мы к этому «голосу», заигрались в демократию, а дела нет...

Депутаты же, по мнению кагальницкого главы и его единомышленников, должны по-прежнему избираться. После чего совсем в русле советских традиций могут пополнять и ряды исполнительной власти.

Однако стоит заметить, что у части районных руководителей предлагаемые перемены восторга не вызывают. Но таких немного — и потому мнение главы Песчанокопского района Александра Зубова звучит чуть не диссонансом:

— Наши коллеги из соседнего Ставропольского края завидуют сложившейся у нас системе. У них уже есть и сити-менеджеры, и главы территорий. И никак не могут они найти общий язык. Вопросы месяцами не решаются...

Зубов, пришедший во власть из предпринимателей, совсем с иных позиций смотрит на дело. Ему важен максимальный результат, желательно полученный при минимуме затрат. Тогда как для титанов, руководящих территориями чуть ли не со времен исторического материализма, на первом месте — процедура, соответствующим образом обставленная. И статус — чтоб любой ценой признавали за «хозяев здешних мест». И тогда вопрос, который ставит глава Заветинского района Сергей Жуков, поднимается на уровень гамлетовского «быть или не быть?»:

— Кто главнее: глава района или глава администрации? Я считаю, что тот, кого избрал народ...

Марш поселений

Корень противоречий муниципальной реформы заветинский глава извлек легко:

— Все упирается, по большому счету, в деньги. Хотя отсутствие средств не является для нас основанием для непринятия мер...

Его поддержал глава Октябрьского района, председатель Совета муниципальных образований области Евгений Луганцев:

— Сообщество глав муниципальных образований всех уровней ожидало немного другой направленности в этом законе. Мы постоянно почему-то говорим о политической составляющей, забывая о финансово-экономической стороне...

Иными словами, не в числе полномочий дело, а в их обеспеченности: деньгами, специалистами... Только от этого и зависит, в конечном счете, успех дела.

На уровне поселений идея перераспределения полномочий в пользу районов встречается без особого восторга. Хотя, казалось бы, инициаторы нового раунда муниципальных перемен, учтя негативный опыт, накопившийся за годы работы 131-го Закона, постарались максимально облегчить бремя ответственности глав поселений. Но те, вроде и соглашаясь, вновь и вновь заводят разговор о деньгах:

— Те 40 полномочий, что сегодня мы пытаемся исполнять без их финансового обеспечения — это видимость работы...

По словам уже знакомого читателю Владимира Гордиенко, из 18 поселений Неклиновского района только возглавляемое им Покровское работает без дотаций. Но, тем не менее, даже в своем относительно благополучном сельском поселении глава предпочитает платить штрафы из собственного кармана, сознавая, что если наложить взыскание на администрацию как на юрлицо, никакого бюджета не хватит:

— Такое положение не устраивает население, не устраивает нас, дававших, как порядочные люди, обещания своим избирателям...

Вот он крик души глав большинства поселений, привыкших работать в условиях тотального дефицита материальных и людских ресурсов. И что самое удивительное – добивающихся результата! Но теперь в ходе новой реформы им вместе с полномочиями предлагается поделиться с муниципалитетами верхнего эшелона также и наработанным. Буквально отрывая это наработанное от сердца. Скажем, в том же селе Летник удалось неимоверными усилиями заново отстроить дом культуры, превратив его в настоящий дворец, но с уходом соответствующих полномочий в район придется передать его на районный баланс.

— Мы получили всю инфраструктуру в разрушенном состоянии. Всю ее восстановили. И теперь восстановленную должны отдавать району, — недоумевает глава Потаповского сельского поселения Волгодонского района Ольга Попова.

И ее можно понять. Ведь передаваемые водопровод, котельную и т. п. эксплуатировать и поддерживать в рабочем состоянии отнюдь не район будет. По-прежнему об этом будет болеть голова у глав поселений. Так в чем тогда смысл передачи полномочий? В перекладывании одних и тех же денег из одного кармана в другой?

Что же касается предлагаемого городам и районам «гвоздя» муниципальной реформы, именуемого сити-менеджером, то тут, по мнению все того же В. Гордиенко, надо быть предельно осторожным и точным:

— Глава и сити-менеджер должны работать на полном доверии, дополнять друг друга...

Вот только будут ли? Ведь вышеупомянутое «кто главный?» сегодня так часто звучит, что уже впору возводить его в ранг исконно русских вопросов.

Мегаполис: танец с саблями

Теоретически разграничить сферы деятельности между двумя первыми лицами исполнительной власти городов и районов возможно. Схема, по мнению депутата Ростовской городской думы Игоря Щипелева, проста и понятна:

— Мэр – фигура политическая, сити-менеджер — хозяйственник...

Однако именно в Ростове это и большинство других построений предлагаемой реформы встретили неприятие.

—  Концепция надуманная, отвлекает всех от основной работы... — эти слова председателя Ростовской гордумы Зинаиды Неярохиной наглядно иллюстрируют отношение властей донского мегаполиса к возможным новациям.

Понятно, что оно обусловлено, в первую очередь, особым положением Ростова не только в области, но и в ряду крупнейших городов страны. Как-никак южная столица... Нельзя также сбрасывать со счетов и достаточно непростые отношения Ростова с областной властью. Что скорее закономерность, если внимательно присмотреться к жизни других регионов. Налицо нерушимая уверенность ростовских властей в том, что любые перемены в структуре местного само­управления способен совершить сам муниципалитет на основе Устава города. Изобретать для того муниципальную реформу совершенно незачем.

— Если где-то мэр столичного города не сработался с губернатором, так что, вся страна должна от этого перевернуться? — В споре с авторами реформаторской концепции З. Неярохина и муниципальное сообщество южной столицы готовы полемически заострить проблему.

И уж совершенно незачем, считают ростовчане, наделять муниципальными полномочиями административные районы. Тем самым, на взгляд «отцов города», разрывается ткань местного самоуправления, распадается на отдельные детали механизм руководства городским хозяйством. Обосновывая этот тезис, председатель гордумы обратилась к Основному закону:

— Понятие города как единого муниципального образования ничуть не противоречит Конституции...

Но, думается, мало кто станет спорить: сегодняшнее положение дел в южной столице далеко от идеального. И как знать: не поможет ли повышение легитимности глав городских районов поднять ответственность этих чиновников, поставив их лицом к лицу с избирателем? За прямые выборы на уровне городских районов высказался в свое время, отвечая нашей газете, донской губернатор Василий Голубев:

— Нельзя руководить городом-миллионником из одного кабинета. Физически невозможно достучаться в этот кабинет. Я убежден, что в Ростове нужно создавать условия, чтобы глава района нес одинаковую ответственность за результат вместе с мэром...

Характерно, что, говоря о повышении статуса глав городских районов, губернатор не стал высказываться в пользу отмены выборов мэров. Это потому, что далеко не всё в реформе сегодня ясно. Что и заметил на днях спикер донского парламента Виктор Дерябкин, признавший, что однозначного отношения к концепции очередных муниципальных преобразований в донском депутатском корпусе нет. Не стал, если помните, выдвигать идею отмены выборности мэров в своем декабрьском послании и президент Путин. А ведь ждали...

Очевидно, что на всех этажах власти сегодня видят несовершенство и противоречивость предлагаемых новаций и пытаются, запустив обсуждение, выйти на верный курс в вопросах реальных улучшений в работе наиболее близкого к гражданам уровня власти. Как это будет: то ли продолжится развернутая дискуссия, то ли положения реформы будут, как предложил Е. Луганцев, опробованы в ряде пилотных регионов – пока сказать трудно. Ясно одно: муниципальная тема в общественном внимании вновь выдвигается в число приоритетных.