
Честно говоря, никто не ожидал от вчерашнего заседания донского парламента столь бурного течения. Однако перед уходом на каникулы депутаты изрядно поспорили. Повестка дня к тому располагала.
Главная тема: на суд парламентариев были вынесены законопроекты «О местном самоуправлении в Ростовской области» и «О главах городских округов». Разработанные по инициативе областного правительства в порядке реализации очередной муниципальной реформы, они уже успели вызвать не одну волну яростных споров. Им посвящались и круглые столы, и заседания общественных организаций, и даже один гражданский форум. По поводу реформы высказывались чиновники разного уровня, в том числе и на страницах нашей газеты. Но на заседании Законодательного собрания все споры вспыхнули с такой силой, словно всех предшествующих дискуссий просто не было.
Надо отдать должное исполнительной власти: реформу она предлагает проводить поэтапно. Нужды спешить нет: ведь за 10 лет на Дону удалось создать вполне работоспособный, не требующий коренной ломки муниципальный механизм. Поэтому заместитель губернатора Александр Ищенко предложил начать перемены с обновления порядка выборов глав городских округов. Впрочем, как раз эту тему можно назвать «болевой точкой» новой реформы местного самоуправления. Ведь речь идет о замене прямых выборов главы города достаточно непростой процедурой голосования внутри представительного органа. Многих в муниципальном сообществе такая замена отпугивает. И особенно напрягает она ростовчан. Руководство города не раз высказывало свое, мягко говоря, скептическое отношение к предлагаемым новациям. Их, конечно, можно понять. Ростов — город особенный. Не просто областной центр, а южная столица, мегаполис, представляющий собой сложнейшую политическую, социально-экономическую и коммунальную структуру. Здесь любая ошибка в системе управления способна обернуться тяжкими последствиями. Хотя, как заметил председатель парламентского комитета по аграрной политике Владимир Гребенюк, нам в принципе вновь предлагают знакомую с советских времен схему, когда председатель райисполкома выбирался из числа депутатов районного совета. Так почему этой проверенной схеме не работать сегодня?
Думается, нет нужды вновь в деталях излагать существо очередной реформы местного самоуправления. «Наше время» в своих прежних публикациях достаточно подробно разбирало все ее стороны, давая высказаться как сторонникам, так и противникам преобразований. Да и сама реформа — явно не последняя на нашем веку. Председатель комитета по законодательству Ирина Рукавишникова насчитала семь реформ местной власти, начиная с эпохи Ивана Грозного. Причем всегда органы этой власти формировались на смешанной основе. Так уже повелось, что каждый мало-мальски крупный правитель спешил у нас отметиться собственной реформой на местах, справедливо полагая, что все в стране зависит от того, насколько крепка основа. Вот и новая Россия скоро начнет жить уже по третьему варианту закона «О местном самоуправлении». А там время покажет, насколько будет он соответствовать складывающейся ситуации.
А то, что рождается обновленная система в таких спорах, совсем не должно огорчать. Особенно если будут поняты резоны оппонентов и учтены их вполне дельные предложения. Скажем, нельзя не прислушаться к мнению депутата Адама Батажева, призвавшего с большой осторожностью проводить реформы в Ростове. Все-таки мегаполис — это качественно иное образование, нежели простой городской округ. А значит, и подхода требует особого. Наломать тут дров — значит оставить сложный механизм городского хозяйства без рычагов управления.
Хотя донской губернатор Василий Голубев убежден, что реформа назрела. И первым делом в реформировании нуждается именно Ростов:
— Мне очень хочется, чтобы мы вместе с вами создали систему, которая позволит на самом деле иметь хозяев в городах. Чтобы порядок и чистота были не только в центре, а в закоулках, где живут многие наши сограждане. Чтобы глава городского района действительно управлял им, а не был бессловесным чиновником. Съездите в Белгород, где все это сделано. Как в другую страну попадете. Почему там больше порядка, чем у нас?.. Нам надо продумать, как сделать так, чтобы каждый на своем месте выполнял свои полномочия.
А ответственности, которую неизбежно придется нести, участвуя в представлении кандидата в главы администрации территории, губернатор не боится:
— У меня много сегодня раздумий на этот счет. Эта ответственность совершенно очевидна, как очевидна и необходимость кандидата удовлетворять вполне определенным требованиям, его обязанность быстро реагировать на нужды и запросы людей. Как сегодня очевидна неспособность того или иного руководителя обеспечить должный порядок в своем городе...
В таких условиях и донской законодательный корпус, по убеждению губернатора, должен будет «на порядок плотнее» взаимодействовать со своими коллегами в муниципалитетах. Вот тогда можно будет сказать, что новая система обрела требуемую стройность и заработает эффективно...
И большинство депутатов согласились с главой области. Первые законы, запускающие на Дону реформу местного самоуправления, были приняты 48 голосами при восьми против.

