Муниципальная реформа на Дону скоро получит законодательное оформление. Новая схема избрания глав районов и поселений отражена в законопроекте «О представительных органах и главах муниципальных районов и главах поселений в Ростовской области».

На днях его за круглым столом обсудили члены Совета муниципальных образований Ростовской области и Ростовского регионального отделения Всероссийского совета местного самоуправления.

По словам заместителя донского губернатора Александра Ищенко, обсуждению предшествовала серьезная подготовительная работа:

— Были собраны и изучены предложения органов местного самоуправления, проведены выездные зональные совещания с главами. В сентябре совещание с главами районов провел губернатор. В ходе обсуждений высказывались различные, зачастую противоположные, точки зрения на то, каким образом должны формироваться органы местного самоуправления районов и поселений...

Звучали различные мнения и на встрече за круглым столом. По-прежнему не все в муниципальном сообществе воспринимают идею непрямых выборов глав местного самоуправления — а это главная позиция всех нововведений на местном уровне. Доводы, что приводятся в пользу сохранения существующего в большинстве мест порядка, мало отличаются от тех, которыми еще недавно оперировали, скажем, ростовские власти: реформа, ничего не решая, только отвлекает от насущных дел, да к тому же разрывает ткань местного самоуправления. Правда, с тех пор в Ростове восприняли-таки новую концепцию организации власти. В южной столице появился новый мэр, чьи функции совмещены с функциями председателя городской думы... Еще раньше по пути структурной реформы местного самоуправления пошел Азов. Очевидно, что реформаторские идеи получают практическое воплощение, а вместе с этим возникает и возможность проверить положения реформы на практике. Она, как известно, является единственным критерием истины.

А пока обсужденный представителями донского муниципального сообщества законопроект предлагает распространить уже существующую в Ростове и Азове схему на все донские муниципалитеты без исключения. Предусматривается, что, как и в названных двух территориях, главы районов и поселений будут избираться из состава депутатов представительных органов. При этом глава района или поселения будет одновременно возглавлять и представительный орган муниципального образования. Его должность будет называться «председатель Собрания депутатов — глава соответствующего района или поселения».

Появятся на местах и свои «сити-менеджеры»: глав администраций муниципалитетов будут назначать по контракту на конкурсной основе. Половину членов конкурсных комиссий в районах будет назначать губернатор, другую — районное собрание. На уровне поселений схема аналогичная, с той лишь разницей, что половину состава конкурсной комиссии определит глава администрации района, а вторую — Собрание депутатов поселения.

И еще одно новшество: представительный орган района будет формироваться из глав и депутатов представительных органов поселений. От каждого поселения в район будет делегироваться одинаковое число депутатов. Глава поселения будет входить в состав районного собрания по должности. Иными словами, вес властных структур поселенческого уровня заметно утяжелится.

По оценке А. Ищенко, в сравнении с действующим порядком предлагаемая схема обладает рядом преимуществ. Во-первых, деполитизируется управление муниципалитетом: исполнительная власть в территории сосредоточится исключительно на решении хозяйственных задач. Конкурсный порядок отбора кандидатов в главы администрации позволит отобрать лучших. А в случае кадровой ошибки ее легко можно будет исправить, расторгнув контракт, заключенный с данным руководителем. Правом на инициативу в этом вопросе, согласно законопроекту, наделяются губернатор области и представительный орган муниципалитета.

Во-вторых, принятие законопроекта приведет к существенному сокращению расходов местных бюджетов на проведение выборов. По самым приблизительным подсчетам, общая экономия может составить не менее 150-200 млн. рублей.

И, наконец, переход к формированию районных собраний по принципу делегирования позволит привлекать глав и депутатов поселений к принятию важнейших решений на районном уровне. Таких как утверждение бюджета района, распределение финансовой помощи поселениям, назначение главы администрации и многих других. Все это лишь укрепит связи и
взаимодействие между районным и поселенческим уровнями местной власти, что пойдет лишь во благо социально-экономическому развитию территорий.

Разумеется, спорные моменты остаются, продолжается и уточнение курса новой муниципальной реформы. Но, по мнению А. Ищенко, предложенный законопроект способен во многом разрешить споры и противоречия. И самое главное:

— Прежде всего, мы приходим к истинному значению понятия «местное самоуправление»...

Таким образом, в полном соответствии с поэтическими строками творцы новой муниципальной реформы полны стремления «сиять заставить заново» всю конструкцию власти на местах, пытаясь развернуть ее фасадом к обществу.

Стоит добавить, что закон, будучи принятым, станет применяться лишь по истечении срока полномочий соответствующего органа или должностного лица. Сроки полномочий глав и депутатов большинства муниципальных районов истекают будущей весной, а в общей массе поселений переход к новой системе местного самоуправления состоится не позже осени 2016 года.