
Вот уже несколько лет, как понятие «нулевое чтение» закрепилось за публичными слушаниями наиболее важных законопроектов. Вчера на них был вынесен проект областного бюджета будущего года и на плановый период 2016-2017 годов.
Про последнее сегодня и говорить не приходится: ситуация в валютно-финансовой сфере у всех на слуху. Да и других сложностей хватает. Оттого верстка бюджета в таких условиях – это как проход по узкой горной тропинке у обрыва. Отступишь вправо, пытаясь максимально урезать расходы, в том числе и социальные – упрешься в стену народного непонимания, бросишься влево, пытаясь в популистском восторге «раздать всем сестрам по серьгам», сорвешься в бездну мотовства...
Оттого, по выражению заместителя губернатора — министра финансов области Лилии Федотовой, при работе над бюджетом приходилось учитывать массу разнонаправленных факторов и проигрывать сразу несколько сценариев. Пока не остановились в областном минфине на так называемом умеренно консервативном варианте. Да, экономический рост замедляется, и рубль планирует вниз. Но, с другой стороны, в Ростовской области и прирост доходов выше прошлогоднего, и расходы разнообразнее. Налицо условия, позволяющие безусловно сохранить социальную направленность бюджета и выполнить установки, данные в начале работы над бюджетом губернатором.
— Конечно, мы еще будем уточнять бюджетные параметры, будем разрабатывать на всякий случай и жесткий антикризисный вариант, — подчеркнула Л. Федотова. — Вести сегодня себя надо очень осторожно...
Среди установок, данных донским губернатором Василием Голубевым, сохранение наряду с социальной направленностью программного метода формирования бюджета. Помимо прочего, метод этот позволяет сохранить известную гибкость:
— У нас имеется 21 государственная программа. Мы можем отложить на более поздний срок то, что действительно можно отложить...
Иными словами, речь идет о верной расстановке бюджетных приоритетов. А расставить их поможет точное и честное определение финансового состояния области. По мнению Л. Федотовой, сохраняющийся рост собственных доходов дает основания для осторожного оптимизма:
— В 2015 году собственные доходы превысят 97,4 миллиарда рублей. По сравнению с 2012 годом рост составит 12%. При этом величина доходов, предлагаемая к первому чтению, планируется в сумме 114 с лишним миллиардов...
Что касается расходов, то в предстоящем и следующие за ним два года предлагается вести сдержанную политику. Рост расходов обязательно будет — потому что должны будут расти и доходы. Но кривая этого роста окажется достаточно пологой: от128 с лишним миллиардов рублей в 2015 году до немногим более 136, 7 миллиарда в 2017-м.
Так выглядят основные бюджетные параметры, так сказать, бюджетная магистраль. По оценке председателя Контрольно-счетной палаты области Валерия Хрипуна, она проложена в строгом соответствии с нормами Бюджетного кодекса. Выступившие в ходе слушаний первый заместитель губернатора Игорь Гуськов, заместитель губернатора Сергей Трифонов и министр здравоохранения области Татьяна Быковская конкретизировали положения бюджетной политики применительно к сферам образования и культуры, строительства и территориального развития, здравоохранения. А общую идеологию бюджета сформулировал председатель донского парламента Виктор Дерябкин:
— Мы должны помнить, что нельзя проедать нажитое и не создавать новые рубли, новые рабочие места. Иными словами, в любых обстоятельствах каждый новый бюджет должен быть бюджетом развития...
Итак, донская общественность с проектом бюджета ознакомлена. Работа над основным финансовым документом области вступает в новый этап. Уже в предстоящий вторник его в первом чтении рассмотрит Законодательное собрание области. После этого рабочая группа из депутатов и членов правительства соберет и обобщит все поправки и дополнения. Их спустя несколько недель в ходе второго чтения обсудят донские парламентарии. И только тогда можно будет говорить о том, что область получила новый бюджет.

