На своем 40-м заседании депутаты Ростовской городской думы подвели итоги прошедшего года и наметили перспективы на год грядущий.
Фото/Видео: Аркадий Будницкий
Основой будущей работы должен стать принятый ими на том же заседании бюджет города. Но перед тем как заняться перспективами на будущее, ростовские думцы оценили прошлое. Впервые в истории городской думы они заслушали отчет о выполненной за год работе, сделанный председателем думы — главой города Зинаидой Неярохиной.
Взвешенный анализ уже сделанного всегда позволяет верно расставить вехи на пути в завтрашний день. Такой анализ как раз и прозвучал в докладе Зинаиды Неярохиной. Разумеется, одно из центральных мест в нем заняли вопросы новой муниципальной реформы. Лишь полтора месяца назад прошла она в Ростове. Точнее, прошел первый ее этап, в результате которого председатель думы стала одновременно и главой города, а повседневное руководство городским хозяйством сосредоточилось в руках назначенного на контрактной основе главы администрации. Эту должность занял Сергей Горбань, бывший до того вице-губернатором области.
Следующим этапом реформы станет формирование нового состава городской думы. Полномочия нынешней истекают в 2015 году, и в будущем сентябре ростовчан ждут муниципальные выборы.
— Теперь выборы пройдут по смешанной схеме: 30 депутатов по округам и 10 по партийным спискам, — отметила в этой связи Зинаида Неярохина.
Таким образом, следующая дума численно станет больше: не 35 депутатов, как сейчас, а 40. Глава города считает, что это хороший повод для популяризации местного самоуправления и городской думы, в частности. Только для этого нужна четкая обратная связь с горожанами:
— Необходимо усилить такое направление работы депутатов, как отчеты перед населением. Считаю, необходимо минимум два раза в год представлять в своем округе информацию о проделанной работе. Главное, чтобы ростовчане в полной мере знали о результатах работы их избранников в городской думе...
В докладе главы города не могла не прозвучать обеспокоенность по поводу ростовских «долгостроев», нарушений графиков ввода в строй важных социальных объектов и того, что З. Неярохина назвала «откровенными провалами коммунального блока». К числу последних был отнесен и выбивший город на целую неделю из колеи январско-февральский снежный коллапс.
Не может не тревожить и тот факт, что срок окончания строительства очистных сооружений на северо-западе Ростова переносится из года в год. И это при том, что первоначально пуск такого необходимого городу объекта намечался еще на 2012 год. Никак не решается вопрос и с другим столь же важным объектом — заводом по сжиганию илового остатка:
— Мы согласились с высокой значимостью этого объекта для города и его экологии, но бездействие исполнителя не вселяет надежд...
Разочарованы думцы и работой по введению контейнерного способа очистки:
— Все мы помним изменения в Правилах благоустройства, которые дума приняла еще 28 августа 2012 года. Считаю, что за два с половиной года можно было серьезно подготовиться к переходу на контейнеры. Но не проведены опросы общественного мнения, не определены порядок приобретения контейнеров и источники финансирования, не изучены технические возможности установки и обслуживания контейнеров в частном секторе...
Поднятые главой города вопросы носят далеко не частный характер. Вот почему в своем решении депутаты в числе прочего отметили необходимость более активного привлечения ростовчан к обсуждению проектов наиболее значимых решений. Они согласились с необходимостью раз в полгода подробно отчитываться перед избирателями о проделанной работе. Администрации города дума поручила усилить контроль за исполнением решений, принятых представительной властью.
Ну а принятый на заседании бюджет города на 2015 год и весь трехлетний период – это уже взгляд в ближайшее будущее. Взгляд трезвый, основанный на непредвзятом анализе ситуации. При всех финансовых и экономических сложностях, которые южная столица испытывает вместе со всей остальной страной, в бюджете удалось сохранить его социальную направленность. Значительная доля средств из почти 27-миллиардной доходной части будет израсходована на финансирование зарплаты работников бюджетной сферы, а также на реализацию программы строительства детсадов и переселение граждан из аварийного жилья. Отдельной строкой в бюджете города прописаны мероприятия по подготовке Ростова к проведению игр чемпионата мира по футболу 2018 года.
— Это не только стадион, не только возможность принять участие в этом событии, — подчеркнул председатель постоянной комиссии по бюджету, местным налогам и сборам Ростовской городской думы Виталий Лазарев. — Главное, наш город должен еще более расцвести, стать более комфортным. В том числе и за федеральные средства...
Расходы в 2015 году должны составить немногим более 28 млрд. рублей. Так что бюджет окажется дефицитным. Таким он останется и в последующие два года. Впрочем, и величина дефицита не выходит за рамки, установленные Бюджетным кодексом, и источники его покрытия определены. К тому же заложен в бюджете трехлетия пусть и не такой большой, но рост доходов.
Как и областной бюджет, городской также верстался на основе так называемого программного метода. При этом семь целевых муниципальных программ, положенных в основу главного финансового документа южной столицы, имеют ярко выраженную социальную направленность. Как пояснил В. Лазарев, на их реализацию в 2015 году планируется направить более 16 млрд. рублей:
— Это составляет 65,2 % от общих программных расходов. В основном это муниципальные программы, направленные на развитие образования, здравоохранения, культуры и спорта. А также программы совершенствования социальной поддержки и социального обслуживания населения города, обеспечения доступной среды для граждан с ограниченными возможностями, поддержки молодежи...
Пополнение доходной части городского бюджета ростовские думцы связывают с изменениями в налоговом законодательстве. Они как раз вступают в силу в новом году. Это окажется как нельзя более кстати – достаточно вспомнить, что совсем недавно гордума, приводя свою нормативно-правовую базу в соответствие с областным и федеральным законодательством, была вынуждена ввести новые ставки земельного налога. Для бюджета это вылилось в потерю 800 млн. рублей. Теперь как-то компенсировать выпадающие доходы предполагают за счет налогов на имущество и на доходы физических лиц.
При этом саму необходимость поправок в Положение о земельном налоге думцы под сомнения не ставят
— Мы считаем, что налог на землю стал более справедливым, более щадящим, более рыночным, — заметил в этой связи В. Лазарев.
Параметры бюджета — это четкие ориентиры на ближайшее будущее. И именно идеология бюджета задает верный алгоритм действий в многоплановой практической работе по развитию миллионного города и управлению сложным городским хозяйством.