На своем 40-м заседании депутаты Ростовской городской думы подвели итоги прошедшего года и наметили перспективы на год грядущий.

Основой будущей работы должен стать принятый ими на том же заседании бюджет города. Но перед тем как заняться перспективами на будущее, ростовские думцы оценили прошлое. Впервые в истории городской думы они заслушали отчет о выполненной за год работе, сделанный председателем думы — главой города Зинаидой Неярохиной.

Взвешенный анализ уже сделанного всегда позволяет верно расставить вехи на пути в завтрашний день. Такой анализ как раз и прозвучал в докладе Зинаиды Неярохиной. Разумеется, одно из центральных мест в нем заняли вопросы новой муниципальной реформы. Лишь полтора месяца назад прошла она в Ростове. Точнее, прошел первый ее этап, в результате которого председатель думы стала одновременно и главой города, а повседневное руководство городским хозяйством сосредоточилось в руках назначенного на контрактной основе главы администрации. Эту должность занял Сергей Горбань, бывший до того вице-губернатором области.

Следующим этапом реформы станет формирование нового состава городской думы. Полномочия нынешней истекают в 2015 году, и в будущем сентябре ростовчан ждут муниципальные выборы.

—  Теперь выборы пройдут по смешанной схеме: 30 депутатов по округам и 10 по партийным спискам, — отметила в этой связи Зинаида Неярохина.

Таким образом, следующая дума численно станет больше: не 35 депутатов, как сейчас, а 40. Глава города считает, что это хороший повод для популяризации местного самоуправления и городской думы, в частности. Только для этого нужна четкая обратная связь с горожанами:

—  Необходимо усилить такое направление работы депутатов, как отчеты перед населением. Считаю, необходимо минимум два раза в год представлять в своем округе информацию о проделанной работе. Главное, чтобы ростовчане в полной мере знали о результатах работы их избранников в городской думе...

В докладе главы города не могла не прозвучать обеспокоенность по поводу ростовских «долгостроев», нарушений графиков ввода в строй важных социальных объектов и того, что З. Неярохина назвала «откровенными провалами коммунального блока». К числу последних был отнесен и выбивший город на целую неделю из колеи январско-февральский снежный коллапс.

Не может не тревожить и тот факт, что срок окончания строительства очистных сооружений на северо-западе Ростова переносится из года в год. И это при том, что первоначально пуск такого необходимого городу объекта намечался еще на 2012 год. Никак не решается вопрос и с другим столь же важным объектом — заводом по сжиганию илового остатка:

— Мы согласились с высокой значимостью этого объекта для города и его экологии, но бездействие исполнителя не вселяет надежд...

Разочарованы думцы и работой по введению контейнерного способа очистки:

— Все мы помним изменения в Правилах благоустройства, которые дума приняла еще 28 августа 2012 года. Считаю, что за два с половиной года можно было серьезно подготовиться к переходу на контейнеры. Но не проведены опросы общественного мнения, не определены порядок приобретения контейнеров и источники финансирования, не изучены технические возможности установки и обслуживания контейнеров в частном секторе...

Поднятые главой города вопросы носят далеко не частный характер. Вот почему в своем решении депутаты в числе прочего отметили необходимость более активного привлечения ростовчан к обсуждению проектов наиболее значимых решений. Они согласились с необходимостью раз в полгода подробно отчитываться перед избирателями о проделанной работе. Администрации города дума поручила усилить контроль за исполнением решений, принятых представительной властью.

Ну а принятый на заседании бюджет города на 2015 год и весь трехлетний период – это уже взгляд в ближайшее будущее. Взгляд трезвый, основанный на непредвзятом анализе ситуации. При всех финансовых и экономических сложностях, которые южная столица испытывает вместе со всей остальной страной, в бюджете удалось сохранить его социальную направленность. Значительная доля средств из почти 27-миллиардной доходной части будет израсходована на финансирование зарплаты работников бюджетной сферы, а также на реализацию программы строительства детсадов и переселение граждан из аварийного жилья. Отдельной строкой в бюджете города прописаны мероприятия по подготовке Ростова к проведению игр чемпионата мира по футболу 2018 года.

— Это не только стадион, не только возможность принять участие в этом событии, — подчеркнул председатель постоянной комиссии по бюджету, местным налогам и сборам Ростовской городской думы Виталий Лазарев. — Главное, наш город должен еще более расцвести, стать более комфортным. В том числе и за федеральные средства...

Расходы в 2015 году должны составить немногим более 28 млрд. рублей. Так что бюджет окажется дефицитным. Таким он останется и в последующие два года. Впрочем, и величина дефицита не выходит за рамки, установленные Бюджетным кодексом, и источники его покрытия определены. К тому же заложен в бюджете трехлетия пусть и не такой большой, но рост доходов.

Как и областной бюджет, городской также верстался на основе так называемого программного метода. При этом семь целевых муниципальных программ, положенных в основу главного финансового документа южной столицы, имеют ярко выраженную социальную направленность. Как пояснил В. Лазарев, на их реализацию в 2015 году планируется направить более 16 млрд. рублей:

—  Это составляет 65,2 % от общих программных расходов. В основном это муниципальные программы, направленные на развитие образования, здравоохранения, культуры и спорта. А также программы совершенствования социальной поддержки и социального обслуживания населения города, обеспечения доступной среды для граждан с ограниченными возможностями, поддержки молодежи...

Пополнение доходной части городского бюджета ростовские думцы связывают с изменениями в налоговом законодательстве. Они как раз вступают в силу в новом году. Это окажется как нельзя более кстати – достаточно вспомнить, что совсем недавно гордума, приводя свою нормативно-правовую базу в соответствие с областным и федеральным законодательством, была вынуждена ввести новые ставки земельного налога. Для бюджета это вылилось в потерю 800 млн. рублей. Теперь как-то компенсировать выпадающие доходы предполагают за счет налогов на имущество и на доходы физических лиц.

При этом саму необходимость поправок в Положение о земельном налоге думцы под сомнения не ставят

— Мы считаем, что налог на землю стал более справедливым, более щадящим, более рыночным, — заметил в этой связи В. Лазарев.

Параметры бюджета — это четкие ориентиры на ближайшее будущее. И именно идеология бюджета задает верный алгоритм действий в многоплановой практической работе по развитию миллионного города и управлению сложным городским хозяйством.