Глава города и сити-менеджер — чего ждать от реформы органов местного самоуправления?

В Ростовской области вводится в жизнь новая схема избрания руководителей городов. Такая система уже используется в десятках субъектов Федерации, но интерес к этой теме не угасает, особенно там, где выборы только предстоят. Что изменится в работе органов местного самоуправления после избрания главы города и сити-менеджера? Об этом мы попросили рассказать председателя Думы города Шахты Ирину ­ЖУКОВУ.

— Действительно, в преддверии будущих выборов заметно активизировались представители политических партий, общественных организаций, все обсуждают необходимые личностные качества будущих руководителей города, делают прогнозы. Хватает и фантазий, и домыслов… К примеру, главу города наделяют чуть ли не царскими полномочиями и правами... В реальности же глава города – это руководитель с более широкими полномочиями, чем ныне председатель Думы. Но это по-прежнему лицо представительного органа власти, а не исполнительного. А вот ответственность перед избирателями, требования к кандидатам в депутаты действительно возрастут, потому что на каждого народного избранника будут смотреть как на потенциального главу.

— То есть реформирование органов местного самоуправления автоматически повышает статус депутата?

— Прежде всего повышается планка требований к депутату. Включаясь в избирательный процесс, каждый кандидат должен четко понимать, что победа на выборах – не самоцель. Работа депутата — не только заседания, голосования, вручение благодарственных писем. Это ежедневный труд и серьезная ответственность перед избирателями, которые вначале, может, и поверят в яркие лозунги и красивые речи, но уже спустя месяц спросят: а где наш избранник и что он для нас делает?

Почему уехал в командировку на полгода, почему на звонки и письма не отвечает? Да, бывает и такое. Но если человек переоценил свои возможности и силы, он не должен занимать чужое место.

— Хорошо, а чего ждут от сити-менеджера? Это же наемный работник…

— Согласно новой схеме должность главы городской администрации будет контрактной, а назначение на нее будет проводиться по результатам конкурса.

При этом формирование конкурсной комиссии, половину членов которой утвердит губернатор, а вторую половину — дума, позволит обеспечить объективность результатов конкурса. Да, на городскую думу ложится еще одна серьезная ответственность перед избирателями, всеми жителями города — ответственность за выбор главы администрации — квалифицированного, опытного управленца, умеющего решать весь спектр насущных хозяйственных проблем города. То есть это должен быть прежде всего образованный менеджер, а лучше — топ-менеджер, рассматривающий город как предприятие, которое должно эффективно, без сбоев работать.

Чтобы правильно оценить работу главы администрации, депутатам надо самим разбираться во всех насущных вопросах. Вопрос оценки здесь принципиален, ведь в компетенции депутатов будет находиться принятие решения о досрочном прекращении полномочий руководителя администрации! Это значит, что махнуть рукой в адрес исполнительной власти в случае накопившихся проблем не удастся, резонным будет вопрос жителей — а куда же вы смотрели? Почему вовремя не предприняли необходимых шагов? Консолидированная, жесткая ответственность двух ветвей власти за все, что происходит в городе, — вот ключ к пониманию новой схемы формирования органов местного самоуправления. Полагаю, для таких решений настало время, и общественное сознание тоже готово к тому, чтобы предоставлять кресла глав администраций не политикам, а рациональным практикам, знающим, как обеспечить город светом, теплом, водой.

Татьяна ПЕТРОВА