Как будут развиваться промышленность и инфраструктура Ростовской области в наступающем году? Этим вопросам было посвящено расширенное заседание донского правительства.

Тема на фоне нынешней кризисной ситуации более чем актуальна. Характерно, что, по словам губернатора области Василия Голубева, ни один из пришедших на Дон инвесторов не отказался от намеченных проектов. Но, с другой стороны, очевидно, что развивать промышленность в 2015 году следует принципиально иными методами.

Новые пути развития донской промышленности обозначил в своем докладе первый заместитель губернатора Александр Гребенщиков. Предлагается сделать акцент на создание промышленных кластеров — автономных объединений нескольких однородных предприятий. Это позволяет обеспечить максимальную локализацию производства и быстро наладить столь нужное сегодня импортозамещение. Тема кластеров будет закреплена в областном законе о промышленной политике. Его предстоит принять в наступающем году.

Если важнейшие инвестиционные проекты в промышленности претворяются в жизнь обнадеживающими темпами, то об инфраструктурных проектах этого не скажешь. Доклад министра транспорта области Виталия Кушнарева изобиловал тревожными фактами:

— В 2014 году дорожный комплекс получил пять миллиардов 518 миллионов рублей. Освоено 3,043 миллиарда — это 55% от плана...

Неосвоенные деньги придется вернуть в федеральный бюджет. В нынешних тяжелых финансовых условиях это вполне может означать, что область больше их не увидит. А значит, рискует остаться без многих уже намеченных к строительству и ремонту дорог.

Справедливости ради стоит сказать, что наиболее крупное неосвоение произошло по вине федерального центра, только на днях выделившего области 1,805 млрд. на строительство участка дороги от южного подъезда к Ростову до улицы Левобережной. Парадоксально, но деньги эти тоже придется вернуть. Однако министр пообещал их новое появление в области уже этой весной.

Непосредственную вину за неосвоение средств он возложил на муниципалитеты, не сумевшие использовать более 600 миллионов рублей. Министр упрекнул местные власти в слабом контроле работы как проектировщиков, так и подрядчиков.

—  Это вы очень мягко оценили. У нас нет свободных денег, и, наверное, вообще их не нужно давать районам, которые не умеют строить и осваивать. Должен быть черный список, который лежал бы у меня на столе, когда вы приходите говорить о финансировании, — откомментировал В.Голубев.

«Детский сад» — такими словами оценил он деятельность глав территорий, заваливших дорожную программу.

Поднятые губернатором с мест главы ссылались на «объективные» причины и заверяли в скорой сдаче объектов. Что, впрочем, не произвело на губернатора отрадного впечатления. Он предупредил: о работе каждого отдельно взятого муниципалитета будет судить по конкретным результатам.

Областному минтрансу было поручено до конца января уточнить фактические объемы выполненных работ и до 30 апреля определить качество дорожных работ, проведенных в декабре. Также в планах правительства — ввести запрет на строительство и ремонт дорог поздней осенью и зимой. Исходя из этого, В. Кушнарев предложил установить срок сдачи объектов до 1 ноября.

А губернатор призвал всех донских чиновников «подставить плечо президенту»:

— Нас проверяют на прочность, и мы должны всем объяснить, что с нами нужно говорить только на равных. Если мы этого не сделаем, то приказным тоном будут говорить уже с нашими детьми…

По словам В. Голубева, Ростовская область уже показала, что может эффективно и уверенно справляться с самой сложной ситуацией. Чему пример — решение проблемы украинских беженцев:

—  Давайте вот этот характер донской проявим в 2015 году, чтобы показать, что мы на самом деле регион-лидер…

На заседании правительства губернатору была вручена Благодарность Президента России В. Путина — «за достигнутые трудовые успехи, заслуги в гуманитарной сфере, активную общественную деятельность и многолетнюю добросовестную работу».