О целях новой муниципальной реформы, ее особенностях, а также о первых ее итогах – наш разговор с заместителем губернатора области Александром Ищенко

– Очередной муниципальной реформе уже больше года. По сравнению с реформой 2003 года, воспринимались ее идеи не в пример труднее. В муниципальном сообществе споры шли вокруг самой концепции реформы. Но, так или иначе, новый порядок пробил себе дорогу. Как вы думаете, почему?

– Вижу только одну причину: и на областном уровне, и на местах смогли оценить преимущества новой схемы формирования органов местного самоуправления. Прежде всего, переход от прямых выборов глав администраций территорий к их назначению по контракту поможет перевести управление муниципалитетом на профессиональную основу. И что немаловажно – деполитизировать эту должность.

– Выходит, политике на муниципальном уровне не место?

– Это не так, конечно. Важно, какое место она будет занимать и как реализовываться. Раньше политическими декларациями кандидатов была наполнена любая предвыборная кампания. Кандидаты могли быть кем угодно, обещать что угодно – даже заведомо невыполнимое. И ведь приходили к управлению муниципалитетом! Не имея элементарных навыков управления даже мелким хозяйством…

Сегодня глава администрации территории должен соответствовать определенным требованиям, установленным областным законом и уставом территории. У него обязательно должно быть высшее образование и, кроме того, иметься стаж работы на руководящих должностях. Если все эти требования соблюсти, то можно гарантировать как минимум, что во главе муниципалитета не встанет безграмотный человек.

– Но ведь и грамотные люди порой оказываются несостоятельны…

– Никто не застрахован от ошибок. Они могут быть совершены и при отборе кандидатов по предлагаемой сегодня схеме. Совершались и при прежнем порядке формирования местного самоуправления. Идеальных схем вообще не бывает.

С назначением главы администрации по результатам конкурса и на контрактной основе всё становится значительно проще. Не исполняется контракт — его можно расторгнуть по инициативе или губернатора области, или представительного органа муниципалитета.

Далее. Переход к формированию районных собраний по принципу делегирования позволит привлекать глав и депутатов поселений к принятию важнейших решений на районном уровне. Они будут утверждать бюджет района, распределять финансовую помощь поселениям, назначать главу районной администрации и выполнять другие не менее важные функции.

Ну и, наконец, есть надежда, что такая система снизит вероятность конфликтов между руководителями районов и поселений. От них страдают как сами поселения, так и район, в который они входят.

– Так что же все-таки с политикой? В каком виде она теперь будет присутствовать на районном и поселенческом уровнях?

– За 20 с лишним лет демократии новой России партии до низового уровня так и не дошли. Всем им хотелось собирать сливки на выборах в Госдуму, Законодательные собрания, на районном уровне, наконец. Но никак не в поселениях – там партии наши практически не работали.

Достаточно проанализировать составы действовавших до начала марта районных собраний. Мы увидим, что ни одна политическая партия, кроме «Единой России», не только не завоевала достаточное количество мандатов, но даже не выдвигала своих кандидатов! На поселенческом же уровне о каком-то серьезном представительстве партий вообще говорить не приходится.

Объяснение простое: партии просто не видели своего места в действовавшей до недавних пор схеме формирования местной власти. У них не было стимула участвовать в борьбе за местные мандаты. Сегодня такой стимул появляется.

– Откуда?

– Из опыта других стран мы видим, что та или иная партия без низовой структуры обречена. Теперь же условие работы в поселениях выдвигается и нашим многочисленным партиям. Не будучи представленной в поселении, партия лишается возможности прямо влиять на ситуацию в территории и косвенно – в области. В свою очередь, вне партийной системы вся политическая конструкция на поселенческом уровне будет шататься. А нам нужен устойчивый фундамент. Необходимость его понимали еще в царской России и попытались осуществить земскую реформу. Революция 17-го года, поставив крест на прежних порядках, перечеркнула и ее...

Так что если хочется той или иной партии оказаться в политическом небытии – ее полное право. Но если желает она оставаться действенной политической силой, то просто обязана будет идти и делать политику там, где находятся истоки любой власти – на местах.

– А это значит, и предлагать собственную кандидатуру главы администрации... Как, кстати, осуществляется его назначение?

– Глава администрации назначается собранием депутатов района из числа кандидатов, отобранных по результатам конкурса. Конкурс проводит комиссия, которая проверяет соответствие кандидатов установленным требованиям и оценивает их профессиональные знания и навыки.

Не менее двух кандидатур, получивших наивысшие оценки по итогам конкурса, направляются в представительный орган муниципального образования. И уже там происходит окончательный выбор. Депутаты назначают одного из кандидатов на должность главы местной администрации. Контракт с главой администрации подписывает председатель представительного органа – глава соответствующего муниципального образования.

– А как формируются сами представительные органы муниципальных районов?

— От каждого поселения в районе избирается одинаковое количество депутатов. Их полномочия ограничены сроком полномочий в поселении. Но норма представительства в каждом районе может быть своя. Входят в районные собрания депутатов и главы поселений. Последние – по должности.

– Но ведь это может снизить интерес к выборам. А ну как народ на выборы не пойдет?

– В последнее время активность избирателей на муниципальных выборах и так постоянно снижается. Бывало даже, что в выборах участвовало всего 15-16 % избирателей, а участие половины избирателей территории вообще считается серьезным достижением.

Мы все-таки надеемся, что сокращение числа выборов поднимет к ним интерес. Кроме того, ценность депутатского мандата повышается. А значит, растет и значение голоса, поданного за местного депутата. Ведь теперь из состава депутатов будет избираться глава муниципального образования, а в поселениях – также и депутат районного собрания, который может стать главой муниципального района. Эти же депутаты будут назначать главу местной администрации. На мой взгляд, это просто не может не сказаться на явке избирателей на местных выборах. Естественно, в сторону ее роста.

– А какие партии, по вашему мнению, могли бы участвовать в выборах на территориальном уровне?

– В первую очередь это, конечно же, парламентские партии: «Единая Россия», компартия, «Справедливая Россия» и ЛДПР. Кроме того, в отдельных территориях в выборах могут принять участие и непарламентские партии. Такие, как «Коммунисты России», «Родина», Демократическая партия, «Патриоты России» и другие.

– Переход на новую систему формирования органов местного самоуправления уже идет. На какой стадии сегодня находится этот процесс?

– На сегодняшний день Ростов и Азов, а также два поселения: Красюковское сельское Октябрьского района и Миллеровское городское – уже завершили такой переход, и там работают назначенные главы администраций. Другим это предстоит по мере истечения сроков полномочий действующих глав.

В большинстве муниципальных районов и городских округов это произойдет в текущем году. В связи с прекращением полномочий действующих глав муниципальных образований в марте-апреле будут назначены по новой схеме главы администраций в 27 муниципальных районах, трех городских округах и восьми сельских поселениях.

Кроме того, в марте 2015 года в 34 из 43 муниципальных районов путем делегирования глав и депутатов поселений будут сформированы представительные органы районов. В 27 районах из составов представительных органов будут избраны председатели Собраний депутатов – главы соответствующих районов.

– И последнее. Сколько времени, по-вашему, может действовать вводимый сейчас муниципальной реформой порядок? Прежний, как известно, у нас на Дону продержался 12 лет…

– Сложно прогнозировать, но, думаю, нынешней системе стоит отвести больший срок, нежели прежней. И он, пожалуй, выходит за горизонт десятилетия. Год уйдет на притирку всего муниципального механизма, а через пару-тройку лет можно будет дать объективную оценку работе всей системы.

Сама же схема поддается корректировке. Так что если что-то в нашей жизни будет меняться, будем приводить в соответствие и порядок формирования муниципалитетов – основы любой системы власти.


Муниципальные тандемы

В районах области проходит смена руководства. В ряде муниципальных образований меняются и главы администраций, и председатели собраний депутатов.

Так, председателем Собрания депутатов — главой Константиновского района стал Сергей Ковачев, директор Центра социального обслуживания населения. На замещение должности главы администрации района претендовали 3 кандидата. В итоге должность главы администрации занял Владимир Калмыков. С его работой константиновцы хорошо знакомы, ведь Калмыков не так давно возглавлял администрацию городского поселения.

В Аксайском районе председателем Собрания депутатов избран Юрий Черноусов. Он же, по новому законодательству о местном самоуправлении, является главой Аксайского района. А главой администрации, который будет работать по контракту, стал Виталий Борзенко.

Собравшись в минувший четверг на заседание, депутаты Собрания Зимовниковского района избрали своим председателем депутата от Северного сельского поселения, гендиректора ЗАО «Дружба» Александра Ивахненко. Согласно новому порядку формирования местной власти он одновременно займет и место главы района. Полномочия прежнего председателя Ивана Ушанёва в тот же день были прекращены.

Главой районной администрации депутаты на контрактной основе назначили 47­летнего Олега Ткаченко. До назначения на должность, которую он будет исполнять в течение пяти лет, Ткаченко руководил ООО «Правовая защита». В свое время он уже успел поработать в местной администрации в качестве управделами.

Что касается прежнего главы района, то Виктор Грянников, скорее всего, вернется в свой бизнес.

А на заседании городской Думы Гуково кадровой революции не случилось. Главой города здесь был единогласно избран действующий председатель Думы Борис Трофимов, а главой администрации назначили действующего мэра Виктора Горенко. Тот уверенно выиграл предварительные этапы конкурса и в результате депутаты единогласно отдали голоса мэру. Главой Орловского района и главой его администрации стали соответственно Валентина Канатова и Юрий Харенко.

Несколько ранее стали известны составы муниципальных тандемов в Волгодонске, где, как мы уже сообщали, к власти пришли Петр Горчанюк и Андрей Иванов, и в Каменске, где главой города стал Алексей Черненко, а горадминистрацию возглавил Олег Каюдин. Красносулинским районом будут руководить Галина Тоткалова и Николай Альшенко.

Фото www.donland.ru