В Ростове состоялось выездное заседание двух комитетов Совета Федерации: по бюджету и финансовым рынкам и по экономической политике - на тему «Повышение эффективности расходования бюджетных средств на финансовое обеспечение дорожной деятельности».

В заседании участвовали представители Совета Федерации во главе с его председателем Валентиной Матвиенко, министр транспорта РФ Максим Соколов, и.о. губернатора Ростовской области Василий Голубев, председатель донского Законодательного собрания Виктор Дерябкин, представители Госдумы, заинтересованных министерств и ведомств.

Актуальность темы налицо. Сегодня из всех федеральных трасс в России соответствуют нормативам всего 53 %. Состояние сети автодорог регионального и местного значения и того хуже — нормативам отвечают менее 37 %...

А между тем в Послании президента Федеральному Собранию РФ поставлена конкретная задача — удвоить в 2013-2022 годах объем строительства и реконструкции автомобильных дорог всех уровней — от федерального до местного — в сравнении с нынешним.

Как совместить эти амбициозные планы с оптимизацией расходов федерального бюджета в 2015 году, отнюдь не способствующей увеличению объемов строительства и реконструкции дорог?

Необходимо искать новые и стабильные источники доходов в регионах, считают представители Совета Федерации. А параллельно - решать существующие проблемы.


Меньше бюрократии — больше дорог

Например, регионы получают средства из федерального бюджета, как правило, в конце финансового года. Ежегодно это ведет к срыву срока сдачи в эксплуатацию автодорог регионального и местного значения. А планировать дорожное строительство в регионе, не имея на руках денег, очень сложно. В нынешнем году, благодаря усилиям Совета Федерации, 70 % регионов получили «дорожные» деньги уже в июне, что вселяет определенные надежды на позитивные изменения.

«Дорожные катки должны работать с марта! - считает Валентина Матвиенко. - А для этого деньги должны выделяться регионам в феврале. Чтобы это стало возможным, необходимо преодолеть бюрократическую систему согласований, подписания соглашений и прочего — это неэффективно. Чтобы было наоборот, федеральная палата усилит контроль за действиями исполнительной власти!»

На заседании обсудили весь комплекс существующих проблем, выслушали мнение профессионалов и специалистов. В результате были подготовлены решения, в том числе по изменению законодательства.

Одна из предложенных мер - улучшение качества управления бюджетными деньгами в регионах. Другая — усиление ответственности дорожных подрядчиков за качество выполненной ими работы, что должно быть закреплено законодательно. Необходим жесткий контроль цен на строительные материалы (щебень, песок, гравий). Для их удешевления предлагается законодательно упростить порядок предоставления права пользования недрами, что позволит исключить цепочку посредников, вздувающих цены. Необходимо и проведение аудита на разных стадиях строительства, реконструкции и капремонта автодорог, что позволит повысить достоверность определения сметной стоимости этих работ. Предлагается внести изменения и в известный 44-ФЗ, поскольку уже всем ясно: дешево — не значит хорошо....


Там, где строятся дороги, — там жизнь

Ростов неслучайно был выбран в качестве площадки для проведения заседания. «Ростовская область - наиболее эффективно действующий в сфере дорожного строительства регион, имеющий свои позиции. А там, где строятся дороги и мосты, туда приходит жизнь, туда приходят развитие и инвесторы. Это играет огромную роль для экономического и социального развития региона», — пояснила выбор Валентина Матвиенко. Ее поддержал и министр транспорта РФ Максим Соколов: «В Ростовской области задачу по удвоению объемов дорожного строительства решают системно. Те дорожные объекты, которые вводятся на Дону, являются одними из крупнейших на региональном уровне в России».

Действительно, за последние годы на Дону втрое увеличилось финансирование дорожной отрасли. В 2014 году на эти цели было выделено более 15 млрд. рублей (в 2011 году - менее 4). Полным ходом идут работы по подготовке логистики к проведению чемпионата мира по футболу в 2018 году. Завершается реконструкция Ворошиловского моста, его открытие ожидается с 1 по 10 августа нынешнего года. Еще одна важная задача — строительство автодорог в обход Украины. В разгар летних отпусков пущен мост-дублер через Дон в Аксайском районе. С завершением строительства новой дороги на Азов время в пути сократится с 40 минут до 15. В зоне внимания остается и строительство дорог к хуторам и поселкам. С 2011 года ими обзавелся уже 41 малый населенный пункт.