На Дону грядет перераспределение полномочий между муниципальными районами и сельскими поселениями. Внести соответствующие поправки в профильный областной закон рекомендовал комитет областного Законодательного собрания по местному самоуправлению.


Присутствовавшая на заседании комитета глава администрации Селивановского сельского поселения Милютинского района Татьяна Ткачева не скрывала удовлетворения:

– Нам, конечно, жаль отдавать полномочия. Но что делать, если денег не хватает? В такой ситуации еще бы и полномочия по культуре на районный уровень передать…

Предлагая одобрить законопроект, согласно которому с поселений в пользу муниципальных районов снимаются восемь из 39 полномочий, донские парламентарии исходят из необходимости приблизить законодательство к реальности.

Собственно, этим была продиктована  вся идущая на Дону с мая прошлого года муниципальная реформа. Как отметил председатель комитета Максим Щаблыкин:

– Практически весь прошлый год мы занимались вопросами формирования местных органов власти, и вот сейчас переходим непосредственно к полномочиям сельских поселений. Либо надо разгрузить нашу местную власть, либо дать ей больше денег. Одно из двух…

Члены комитета единогласно рекомендовали своим коллегам принять законопроект о перераспределении полномочий в первом чтении. Это значит, что концептуально в документе уже ничего меняться не будет, но депутаты смогут внести поправки и уточнения. Скажем, при наличии возможностей вполне можно было бы подумать и о передаче на районный уровень сельских домов культуры, чего так просят главы поселений. А может, даже и на областной, как  о том говорил лидер парламентской фракции «Справедливой России» Сергей Косинов:

– Этот вопрос не может не возникнуть. По идее, культурой должно напрямую заниматься министерство культуры области…

Но пока законопроект предлагает исключить из ведения сельских поселений вопросы водоснабжения населения, дорожной деятельности, жилищного контроля, сохранения объектов культурного наследия, библиотечного обслуживания, утверждения генеральных планов, выдачи разрешений на строительство и некоторые  другие.

Как отметил М. Щаблыкин, рекомендуя рассмотренный законопроект к принятию в первом чтении, парламентский комитет по местному самоуправлению реализует предоставленное каждому субъекту Федерации право самостоятельно определять для сельских поселений дополнительные вопросы местного значения:

–  В июне 2014 года Законодательным собранием было принято решение сохранить за сельскими поселениями все полномочия, которые у них были до этого. Но в то же время создать рабочую группу по выработке предложений по перераспределению вопросов местного значения…

Рекомендованный к обсуждению и принятию законопроект – результат всесторонней работы такой группы. Вот как охарактеризовал документ С. Косинов:

– Законопроект, который мы обсуждаем сегодня, – один из важнейших. Это фундамент всей современной системы местного самоуправления. Муниципалитеты сегодня стонут от нехватки средств и не в состоянии  обеспечить и реализовать полномочия, которыми их наделило государство…

С такой оценкой согласились все члены комитета. Таким образом, курс нормотворчества в сфере законодательства о местном самоуправлении определен. И надо полагать, что число полномочий, которыми наделены поселения, неизменным оставаться не будет. Оно будет уменьшаться или расти – в зависимости от складывающихся финансовых, экономических и иных обстоятельств. 

В ходе заседания комитета депутаты также рассмотрели и конкретный вопрос: одобрили поправки в областное законодательство о местном самоуправлении, касающиеся уточнений характеристик имущества, находящегося в собственности Селивановского сельского поселения Милютинского района.

Была обсуждена и идея проведения конкурса на лучшую организацию работы муниципального образования.  Точнее – определены критерии оценки, по которым будут выявляться победители.