
Те, кто законы создает, утверждают: «запускают процесс» сами избиратели

Вначале было слово…
Законодателей наша общественность критикует часто и охотно. Язвительные стрелы летят в их продукцию – законы и другие нормативные акты. Вот только сами критики обнаруживают при этом весьма приблизительное представление о законотворческом процессе. Люди, в парламентской практике неискушенные, они ждут, что избранные ими депутаты будут реагировать на их сиюминутные запросы. Организовывать ремонт текущей крыши, лоббировать постройку моста через разливающуюся весной речушку, добиваться установки фонарного столба в темном переулке…
– Все это пережитки так называемого наказного права, – замечает председатель комитета донского парламента по социальной политике Владимир Катальников. – Оно вроде как уже у нас и не действует. Но избиратель все равно обращается к своему депутату с конкретными просьбами. И если не будешь к этим просьбам прислушиваться, на действительно нужный людям закон выйти едва ли удастся.
Иными словами: слыша всякий раз, как то у одного, то у другого протекает крыша, депутат не может не задуматься. Что надо сделать, чтобы эти треклятые крыши, наконец, перестали течь? Как говорится, вначале было слово… Потом единичные вроде бы случаи показывают: проблема! Нужно создавать механизм ее решения.
Вот так упрощенно и выглядит то, что называется законодательной инициативой. На региональном уровне правом ее обладает каждый депутат регионального парламента, а также представительные органы муниципалитетов. Есть право законодательной инициативы у органов исполнительной власти и ряда федеральных структур и общественных организаций.
Брак по расчетам
От идеи до ее реализации в форме законопроекта – немалый путь. Предстоит первым делом встретиться и обсудить проблему с избирателями. Затем изучить статистику по поднятому вопросу, познакомиться с законодательной практикой в других регионах, обсудить правовые нюансы с юристами, посоветоваться с профильными специалистами. А еще: оценить возможные затраты, связанные с разработкой и принятием закона, определиться с источниками финансирования, продумать механизмы введения закона в действие. Таковы лишь основные вехи законотворчества. Не учтешь все факторы – и самый благородный замысел способен обернуться либо неработающим законом, либо работающим во вред делу.
Классический пример – федеральные законы «О статусе военнослужащего» и «О ветеранах» образца 1992 года. И тот, и другой провозглашали такие льготы, что с самого начала было ясно: для их реализации никаких средств не хватит. Так и оказались эти документы своего рода законодательными пустоцветами. Что далеко не безобидно. Ведь бесполезные законы лишь ослабляют силу полезных.
В портфеле донского парламента вот уже несколько лет лежат несколько законопроектов. Отнюдь не из-за бюрократического упрямства держат их там… Пожалуй, самый известный – «О детях войны», предложенный фракцией компартии. Мнение большинства донских парламентариев: мы не имеем морального права выпускать не обеспеченный материально, а значит, неработоспособный закон.
К чести наших депутатов, законодательного брака в их практике немного. Больше было таких областных законов, как «О проверках». Его признали одним из самых прогрессивных, создающим благоприятную правовую среду для успешного развития малого и среднего бизнеса.
Лишь позже его нормы повторил федеральный закон. И то, по оценке экспертов, до донского уровня он не дотянул. Парадокс, но приводя региональный закон в соответствие с федеральным, пришлось нашим законодателям некоторые собственные нормы ослаблять.
Такая вот колбаса…
На практике всю черновую работу по разработке закона выполняет рабочая группа, которую создают в парламенте. Вот там законодательная инициатива и обретает первые очертания. Запрашиваются экспертные оценки, изучается необходимая статистика, сравниваются законодательные практики разных регионов... Оттуда законопроект уходит на согласование в правоохранительные структуры, на заключение в правительство, для отзывов на места и в профильные ведомства. Процедура негладкая, а если учесть, в каких столкновениях мнений и позиций всё проходит, то поневоле согласишься с шутливым афоризмом «Кто любит колбасу и уважает закон, не должен видеть, как делается и то, и другое»…
Уже практически оформленный законопроект поступает в парламентские комитеты.
– В комитетах все и решается, – так оценивает роль этой парламентской структуры В. Катальников. – Жаль, что их работа обществу практически не видна. Но настоящая кухня, где окончательно выпекается закон, – это как раз комитет…
Этот вывод подтверждается и законодательной практикой. Никакому нашему парламенту – от федерального до региональных – еще не удалось пойти вразрез с мнением и оценками парламентских комитетов. Какая рекомендация поступит из комитетов, та и будет реализована в решении, принятом на пленарном заседании. И пусть записные парламентские витии упражняются с трибуны в красноречии – повлиять серьезно на ситуацию с одобрением или, напротив, непринятием законопроекта они не способны.
С чего начинается фракция?
В работе парламентских комитетов отчетливо проявляется позиция партийных фракций. Как известно, в нынешнем составе Законодательного собрания области представлены три партии. Наряду с самой многочисленной фракцией «единороссов» заседают коммунисты и депутаты от «Справедливой России».
В последней фракции всего два депутата. Но именно эта фракция отличается законодательной активностью.
– За каждым из нас закреплено не по одному десятку территорий, – говорит лидер фракции Сергей Косинов. – С одной стороны, это тяжело физически, но с другой – позволяет владеть ситуацией. В том числе и в законотворчестве. В портфеле фракции сегодня 14 законопроектов. Они находятся в стадии разработки. А еще шесть уже готовы к обсуждению…
В активе фракции, что называется, жизненные законопроекты и инициативы. Скажем, предложили внести поправки в нормативный акт, регламентирующий работу эвакуаторов. Та не устраивала людей. После установки единого тарифа на доставку эвакуированной машины на штрафплощадку без привязки стоимости к километражу остроту недовольства удалось смягчить.
А еще по инициативе фракции был, по существу, возрожден закон «О развитии сельскохозяйственной потребительской кооперации». К мысли о необходимости законодательно регламентировать работу этого испытанного механизма товарообмена между городом и селом депутаты фракции пришли после встреч с работающими на селе предпринимателями. Изучили соответствующий закон, принятый на Кубани, присмотрелись к условиям, в которых живет и работает донская деревня. И появился закон... Он помогает эффективно реализовать целевые программы развития села.
Характерно, что по части законотворчества фракция активно сотрудничает со всеми коллегами в Законодательном собрании. Идеология уходит на второй план. Как, собственно, и должно быть в региональном парламенте, призванном решать самые насущные проблемы.
К жизни – поближе
– Есть целый ряд законов, чью работу можно обеспечить только всем вместе, – замечает в этой связи лидер донской «единороссов», председатель Законодательного собрания области Виктор Дерябкин.– Скажем, закон, которым обеспечивается создание на Дону доступной среды для людей с ограниченными возможностями.
Механизмы контроля работы нужных людям законов есть. Важно только активно и с должным эффектом ими пользоваться. И тогда, глядишь, и Ростов станет напоминать олимпийский Сочи. Что в преддверии мундиаля совсем не лишне.
Пристального контроля требует, по мнению спикера донского парламента, и реализация областного закона о такси:
– Ситуация с организацией перевозок этим транспортом неудовлетворительна. Счетчиков нет, кто везет, непонятно… Таксисты, которые работают прозрачно, буквально стонут от «бомбил». А ведь закон принят – и неплохой. Даже по сравнению с федеральным и с теми, что имеются в других регионах…
Депутаты донского парламента съездили в Петербург, Москву и Краснодар. Как пояснил В. Дерябкин, результаты не заставят себя ждать:
– Надо взыскательнее подходить к деятельности органов исполнительной власти, выдающих лицензии на этот вид деятельности. Так можно будет заставить закон работать…
А это значит – перевести законодательные нормы в русло здравого смысла. Именно так донские законодатели поступают с отладкой закона о капитальных ремонтах. Тема из разряда наболевших:
– Острота проблемы – это лишний повод активно браться за ее решение, – убежден В. Дерябкин. – Мои коллеги связались с профильными ведомствами, с местной властью, вышли на губернатора. И теперь те 354 ростовских дома, где был начат капремонт, будут отремонтированы…
Качество законотворческой работы донских депутатов заметно выросло. Все больше людей на вопрос: «знаете ли вы, что у нас есть свой парламент?» – отвечают утвердительно. Нормы законов, когда их активно и настойчиво включают в работу, проникают в сердцевину повседневности. Собственно, для этого законы и издаются. Для того, чтобы сделать нашу с вами жизнь во всех отношениях удобнее.
Фото с сайта www.zsro.ru

