У сельских поселений должна быть возможность прямого выбора главы жителями – так решил Конституционный суд России

В 2014–2015 годах в Закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» были внесены изменения. В итоге регионы получили право определять модель, которая должна применяться при избрании главы муниципалитета – местным населением на выборах или представительным органом муниципалитета. Во многих регионах, в том числе и в Ростовской области, принят второй вариант. Для крупных городов и муниципальных образований, которые выполняют возложенные на них государственные функции, это решение признано конституционным.

Но... Конституционный суд РФ в принятом 1 декабря 2015 года постановлении однозначно не допускает безальтернативного варианта, когда речь идет о сельских поселениях, а также о городских поселениях, которые не имеют публичных функций и задач, возложенных на городские округа. И подчеркивает, что они более ориентированы на самоорганизацию, нежели крупные муниципальные образования, обладают более высоким, чем муниципальные районы и городские округа, потенциалом личного участия жителей в делах местного сообщества. К тому же передача органам местного самоуправления сельских и городских поселений государственных полномочий на практике не имеет широкого распространения. Потому Конституционный суд не допускает исключения модели выборов главы сельского и небольшого городского поселения. Если для муниципалитетов одного и того же вида регионы устанавливают конкретный вариант как единственно возможный, то должны нормативно закрепляться критерии определения состава таких территорий. Также Конституционный суд указал, что в состав представительного органа муниципального района не могут входить главы поселений, избранные представительными органами последних (из числа кандидатов, представленных комиссией по результатам конкурса). Фактически главы поселений могут избираться депутатами районного собрания только в том случае, если их избрал на должность главы народ.

Особое мнение высказали судьи Конституционного суда А.Н. Кокотов и Н.С. Бондарь.

А.Н. Кокотов подчеркнул: «...мы должны смотреть вперед и иметь в виду при принятии законодательных решений самые разные варианты возможного развития событий в стране... Надо понимать, что внешние и внутренние угрозы единству и целостности нашей страны никуда не делись. Они выдавлены из актуальной политической повестки, но при определенных условиях способны в нее вновь вернуться. При этом одна из самых мощных гарантий против подобных угроз – подлинно самостоятельное местное самоуправление... Для страны важны и подлинный федерализм, и подлинное местное самоуправление, уравновешивающие друг друга в конституционной структуре власти». В особом мнении судьи Н.С. Бондаря примечательна заключительная фраза: «...применительно ко всем муниципальным образованиям, независимо от их уровня публично-территориальной организации, более демократичным является порядок решения соответствующих вопросов при наличии альтернативных вариантов, включая прямые выборы населением».

В мае на внеочередном заседании донского парламента депутаты рассмотрели поправки в областные законы, касающиеся правового регулирования в сфере организации местного самоуправления. В Закон «О местном самоуправлении в Ростовской области» внесены соответствующие поправки, а также определены 14 городских поселений, в которых вводится особый порядок избрания их глав. Они будут избираться представительными органами муниципальных образований из своего состава и исполнять полномочия председателей данных органов. Это городские поселения, в состав которых входят населенные пункты, являющиеся административными центрами муниципальных районов.

Способ избрания всех остальных глав поселений определяется уставом муниципального образования: глава поселения может избираться либо представительным органом из своего состава, либо на муниципальных выборах. Данные положения закрепили в законе «О представительных органах и главах муниципальных районов и главах поселений в Ростовской области».