27 сентября на заседании правления ассоциации «Совет муниципальных образований Ростовской области» серьезные дебаты разгорелись во время обсуждения двух вопросов: поставка потребительской кооперацией продуктов для объектов социальной сферы районов и кадровое обеспечение муниципальной службы.

С началом учебного года вопрос организации питания учащихся в школах, а горячего питания в особенности, для глав районов весьма актуален. В школах по расписанию проходит до 7 уроков. А если учесть, что сельских детей туда возят автобусом за несколько километров, то им без качественного горячего обеда никак нельзя. Но на сегодняшний день на торгах побеждает… дешевая сосиска. Как заметил председатель Ростовского областного союза потребительских обществ Сергей Попов, на электронных торгах побеждает тот, кто предложит самую низкую цену. Вот потому получают детские сады и школы так называемое «сливочное масло» по 200 рублей за килограмм, сосиски по 100 рублей за килограмм... 

В республике Казахстан, например, вопрос школьного питания выведен из-под действия закона о госзакупках. Там выбор поставщика ведут на конкурсной основе, представители школ, районо, родители учеников, учитывая качество и ассортимент продуктов. 

– Потребительская кооперация для поставок использует местное сырье высокого качества: мясо и молоко из фермерских хозяйств, хлеб из своих пекарен, – констатировал Попов. – Но на сегодняшний день статистика такова:  лишь 6 потребительских кооперативов обеспечивают горячим питанием детей в сельских школах. Мы же не можем работать себе в убыток. Если родители доплачивают за горячее питание, а районо снижает до минимума арендную плату за столовые и содержит подсобных рабочих, потребкооперация берет в свой штат поваров, дело идет.

Глава Чертковского района Ольга Подгорная тут же обратилась к председателю Роспотребсоюза с вопросом: «Где это можно увидеть?! Готова повторить опыт в своем районе. На торгах нет желающих оказывать эту услугу!». Председатель ассоциации «Совет муниципальных образований Ростовской области» Евгений Луганцев предложил создать рабочую группу, чтобы найти решение: как организовать горячее питание в школах, используя для этого возможности потребкооперации. Да, прямых полномочий у районной власти для помощи потребкооперации нет. Но если заключить соглашения о взаимном сотрудничестве, как предложил Луганцев, то можно решить  ряд организационных вопросов, что само по себе дороже денег. 

– Губернатор подсказывает нам путь: работать через соглашения, – говорит Евгений Петрович. – Ведь, заключив соглашение с потребкооперацией на уровне района, мы можем ходатайствовать перед минсельхозом о получении правительственного гранта для поддержки кооперации. Есть федеральные программы, которые тоже будут доступны кооперативу при поддержке местной власти. Ведь выделение кредита из районного фонда поддержки малого и среднего предпринимательства под небольшой процент – тоже серьезный бонус. И действовать надо оперативно. Дешевая сосиска для школьника вместо горячего качественного обеда уже никого не устраивает.



Кадры, за которых все решили

Одиннадцать тысяч муниципальных служащих в органах местного самоуправления Ростовской области в условиях дефицита бюджета и при весьма непривлекательной зарплате выполняют сегодня тот объем работы, который раньше делили с сокращенными коллегами. Как заявляют сами главы муниципалитетов, сокращать уже больше некого, а предписания сверху на этот счет все приходят и приходят. Но проблема не в предписаниях и сокращениях. Проблема в том, что к муниципальным служащим начинают предъявлять все больше и больше требований: они обязательно при устройстве на работу должны проходить конкурсный отбор, а затем еще и испытательный срок. Ответственность за работу огромная, вплоть до уголовной, а средняя заработная плата муниципального чиновника – 13 тысяч рублей. Как отметили главы районов и поселений, на объявления о конкурсе на вакантную должность зачастую не приходит ни одной заявки! Выпускники академии госслужбы, которые входят в 16 процентов молодых сотрудников, в глубинке долго не задерживаются. Год – максимум два: осмотрелись, оперились, разобрались в обстановке и… ушли на хлебные места. Сегодня сложно не только найти на место муниципального служащего толкового специалиста, – главы сельских поселений в дефиците. Не престижно: отвечает за все, проверяющих так много, что не успеваешь отбиваться, а на решение насущных проблем нет необходимых денег. Потому и престиж муниципального работника снизился до критического уровня. 

Несколько лет назад на тысячу жителей приходился один муниципальный служащий. Сегодня в городских поселениях количество муниципальных служащих сократили вдвое, а нагрузка выросла, так как все полномочия по земле передали в муниципалитеты. 

– Но независимо от этих проблем можно и нужно работать, искать людей, искать возможность заплатить им достойную зарплату, – подчеркнул Евгений Луганцев и обратился к своему опыту, как проблему решал, будучи главой Октябрьского района. –  В администрации с 2013 года ввели ключевые показатели эффективности и каждый месяц начисляли то, что человек заработал. Вот вам и стимул, без которого профессионала не удержишь.

В итоге на правлении ассоциации приняли решение: обратиться в правительство Ростовской области с просьбой проработать варианты возможного повышения оплаты труда на муниципальном уровне, предусмотрев дополнительные способы материального стимулирования муниципальных служащих. И еще с одной просьбой от имени глав обратились в правительство: снизить объем отчетности по различным направлениям деятельности, предоставляемой в областные органы исполнительной власти, в том числе исключить дублирующие друг друга отчеты. Это позволит, по крайней мере, несколько лучше справляться с объемом нынешней работы.