Вчера прошли публичные слушания проекта бюджета Ростовской области на 2017 и два последующих года

Такую форму обсуждения главного финансового документа области еще называют «нулевым чтением». Если вдуматься, заложен в этом образном выражении немалый смысл. Как без нулевого цикла в строительстве немыслимо воздвигнуть капитальное здание, так и «нулевое чтение» служит основой всего дальнейшего обсуждения бюджета. После него все официальные чтения бюджетного законопроекта в Законодательном собрании, обязательно учитывают выводы и предложения, сделанные в ходе публичных слушаний.

Причем роль общественного обсуждения сегодня только возросла. И даже не потому, что происходит возврат к трехлетнему бюджетному планированию.

– Сейчас мы, помимо формирования бюджета на три года, вносим в качестве приложения и долгосрочную бюджетную стратегию, рассчитанную на 12-летний период, то есть до 2028 года, – так охарактеризовала особенности нынешнего бюджетного процесса заместитель губернатора – министр финансов области Лилия Федотова.

По ее оценке, сам по себе факт возвращения к долгосрочному бюджетному планированию весьма показателен, поскольку свидетельствует о стабильном развитии донской экономики и социальной сферы. Поступательное движение вперед началось не вчера. Л. Федотова решительно не согласна с теми, кто ныне действующий бюджет причисляет в разряду кризисных. И считает, что именно бюджет-2016 стал хорошей основой для выхода на новый уровень развития:

– В течение 2016 года мы ощутили внушительные суммы поступлений в доходную часть бюджета от наших крупнейших налогоплательщиков. Это и концерн «Росэнергоатом», и «Роствертол», и «Ростсельмаш», и Сбербанк. На сегодняшний день рост доходов к уровню 2015 года составляет 25 % плюс имеем дефицит бюджета, сниженный вдвое против планового. Это позволяет в полном объеме обеспечить выполнение всех принятых нами обязательств…

Что касается бюджета на новый период, то и тут следует придерживаться курса на выполнение принимаемых на себя властью финансовых обязательств. И прежде всего в социальной сфере:

– Мы не имеем права надувать финансовые воздушные шары и брать на себя заведомо невыполнимые обязательства. Параметры нового бюджета основаны на базовых направлениях бюджетной налоговой и долговой политики, принятых правительством области. Формируя его, мы опирались на прогноз социально-экономического развития. И пусть за основу принят консервативный вариант такого прогноза, тем не менее планируется дальнейший рост доходов, который заложен в размере 9 % к доходам этого года. Бюджет области безусловно сохранит свою социальную направленность…

И направленность эта будет еще более ярко выражена: две трети всех расходов, или более 95 млрд рублей, планируется потратить на нужды социальной сферы. Этими деньгами будет обеспечиваться продолжающаяся работа по выполнению «майских» указов президента. Из этих сумм произойдет повышение зарплаты бюджетникам. Из них будет оплачено предоставление жилья семьям, имеющим, трех и более детей, проведено переселение из аварийного и ветхого жилого фонда. Все эти направления Л. Федотова относит к магистральным:

– Мы не просто закладываем в бюджет деньги на эти цели, но и резервируем необходимые дополнительные средства. Чтобы без поисков дополнительных источников дохода обеспечить безусловное наполнение этих статей расхода, направляя деньги на первоочередные нужды…

Последнее обстоятельство очень порадовало руководителя донского подразделения общественной организации «Женщины России», члена Общественной палаты области Валентину Марееву:

– Нас, женщин, такая бюджетная политика не может не привлекать. Мы видим, что деньги на материнский капитал имеются, на продолжение строительства и обустройства детсадов средства по-прежнему есть. Земельные участки под строительство многодетным семьям будут и дальше выделяться. Пособия матерям и так называемые родовые сертификаты сохраняются. Главное – это поддерживать достойный уровень жизни людей и обеспечить их социальную защищенность…

Все возможности для этого в предлагаемом проекте бюджета присутствуют, считает председатель городской думы – глава Волгодонска Людмила Ткаченко:

– Для муниципалитетов социальная ориентированность областного бюджета крайне важна. Ведь в нем ясно обозначены точки роста социальной сферы. И мы, в свою очередь, можем планировать средства на строительство спортивных объектов, развитие коммунальной и транспортной инфраструктуры. Так, мы уже запланировали ремонт терапевтического отделения горбольницы №1, где лечатся наши ветераны, есть средства и на детсад на 120 мест. В этих и других начинаниях мы чувствуем поддержку области…

Такая поддержка будет только возрастать. В том числе будет расти она и от федерального центра, пообещал Леонид Тягачев – один из двух сенаторов, представляющих в Совете Федерации Ростовскую область. Средства на Дону, по его словам, вкладываются весьма эффективно:

– Донской край по достигнутым показателям резко начинает отличаться в лучшую сторону от других регионов. Лучший по стране урожай, постоянно растущая отдача от инвестиций – всё это позволяет с уверенностью смотреть в будущее. Имеющиеся у него резервы федеральное правительство всегда готово предоставить передовикам…

– Федерация обычно помогает слабым, – заметил в этой связи председатель Законодательного собрания области Александр Ищенко. – Те же средства, что поступают к нам, предназначены не для поддержания тонуса, а для развития…

Примеров тому масса. Достаточно хотя бы привести те мощные инфрастуктурные проекты, которые реализуются на Дону с участием федеральных средств: реконструкция, а по существу, строительство заново Ворошиловского моста, строительство с нуля аэропорта «Платов», возведение стадиона к чемпионату мира по футболу. Все эти масштабные проекты тянут за собой цепь других, не столь глобальных, но оттого не менее значимых для области начинаний. И отрадно, что деньги на них находятся в действующем ныне бюджете и будут находиться впредь.

– Крайне важно, что проект бюджета учитывает многие из направлений, обозначенных в послании президента Федеральному собранию, – считает А. Ищенко.– Социальная поддержка, развитие системы образования, поддержка материнства и детства... Не случайно в нашем бюджетном законопроекте расходы на реализацию семейной и демографической политики выделены отдельной строкой. Это больше 15 млрд рублей…

Если обратиться к экономической политике, то на стимулирование развития донского хозяйственного комплекса предусмотрено два миллиарда рублей. Это инвестиционные кредиты, поддержка малого и среднего бизнеса, некоммерческих организаций. Всё это далеко не новые направления. Они составляют часть бюджетной идеологии уже на протяжении ряда лет. Хорошо зарекомендовав себя в прошлом, они учтены и сохранятся в будущем.

Понятно, что публичные слушания – это предусмотренная законодательством обязательная процедура. Но интерес, вызванный ими, носит далеко не формальный характер. Оттого так полон был вчера конференц-зал, где обычно проходят заседания донского парламента. Наверняка аншлаг ожидает нас и 14, и 22 декабря, когда пройдут первое и последующие чтения, предваряющие принятие областного бюджета.