Вчера на своем завершающем год заседании депутаты Законодательного собрания V созыва приняли бюджет на грядущие три года и – в первом чтении – законопроект, над которым предстоит очень напряженно работать в январе и феврале. 

Между первым и  вторым чтениями к проекту бюджета поступило 37 поправок. Десять из них  были учтены. Расходная часть выросла на 3,8 млрд. руб., доходная – на 3,9 млрд. При этом дефицит ко второму чтению удалось снизить на 69 миллионов, теперь он составляет на 2017 год 4,8 млрд. руб. Бюджет 2018 года предполагает уменьшение дефицита до 3,5 млрд. руб., а в 2019 году ожидается профицит в 885 миллионов. 

Большинством голосов бюджет приняли. Фракция «Справедливой России» от голосования воздержалась, посчитав, что предложенные ими поправки в законопроект не учли несправедливо: они были важными. 

По повестке двигались достаточно быстро. Все вопросы детально разбирали ранее на заседаниях комитетов, поэтому обсуждались они в режиме «вопрос-ответ». Исключение составил проект закона «О внесении изменений в отдельные областные законы» - интересы слишком многих людей он затрагивает. С 1 марта будет изменен порядок начисления льгот на жилищно-коммунальные услуги. Вызвано это необходимостью выполнить решение Верховного суда Российской Федерации. Суд подчеркнул: правительство Ростовской области обязано руководствоваться федеральными правилами исчисления ежемесячных денежных выплат и не вправе использовать для этих целей региональные стандарты стоимости ЖКУ. С марта размер компенсации будет рассчитываться по фактически занимаемой площади и фактическому объему потребленных услуг. Во что это выльется для граждан, пока точно сказать не может никто. Ясно одно: не менять этот порядок выплат нельзя – есть решение суда. Задача, которую предстоит решать, очень сложна: нужно найти механизмы, которые компенсируют гражданам возможные потери, рассмотреть варианты решения проблем, наладить цепочку взаимоотношений с ресурсниками (нужен ведь контроль за реально потребленными киловаттами, литрами, кубометрами)… 

Естественно, голос «в защиту масс» подняла фракция КПРФ. Но на этот раз в ответ последовало достаточно жесткое выступление председателя ЗС Александра Ищенко. Он предложил присутствующим своеобразный экскурс в историю, когда в 2004 году всю страну «перепахал» закон о монетизации льгот.  Именно тогда был изобретен механизм расчета компенсации с помощью региональных стандартов. И изначально получилось, что компенсации нашим жителям были чуть-чуть больше, чем если бы рассчитывали их по реально потребленным услугам. Тогда деньги на это давала Федерация. Времена изменились, уже отменены некоторые постановления, регламентировавшие порядок выплат, а сам порядок в нашей области сохранился. Теперь свое слово сказал суд. 

- Мы достаточно давно ведем очень напряженную работу с исполнительной властью по поводу неизбежных изменений, которые начнут действовать с 1 марта. Наши диалоги с министерством соцразвития бывают накаленными до предела, просто мы  не выносили их в публичную плоскость. Мы все ищем варианты, как не допустить «удара» по нашим жителям. И не стоит делать вид, что только вы думаете об их благе. Это лукавство и неправда, - заявил А. Ищенко. И предостерег коллег-депутатов от попыток политических спекуляций на остром и трудном вопросе.

Формируется рабочая группа, куда входят представители правительства, депутаты, члены Общественной палаты и Федерации профсоюзов. К участию приглашают представителей всех фракций Законодательного собрания. 

- Возможно, будет разработан механизм компенсации  для тех категорий граждан, у кого размер выплаты уменьшится, - выразил надежду председатель комитета по социальной политике Владимир Катальников.

В общем, депутатам и правительству предстоит очень напряженно поработать, чтобы ко второму чтению законопроекта в феврале сделать все возможное для «мягкого перехода» к новой системе расчета льгот.